Европейский университет и британский рок
Побывал на вручении дипломов и открытии нового учебного года в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Рассказал о своем видении экономико-технологических аспектов российской модернизации. Отвечая на вопросы, был приятно удивлен либеральным духом, присущим не только выпускникам университета, но и некоторым только что поступившим первокурсникам. Они мне сказали, что в российской модернизации слишком много государства, которое похоже на аппарат искусственного дыхания для инноваций. И если этот аппарат отключить, больной не выживет. Пришлось вступить в дискуссию. Дело в том, что в мире нет ни одной модели успешной инновационной экономики, которая была бы построена без мощного участия государства. Это факт, который невозможно оспорить. Если мы попытаемся это отрицать, значит, наш либерализм трансформировался в догматизм, который мешает нам реально смотреть на вещи.
Но, наверное, главной по значимости был состоявшийся после этого трехчасовой разговор с экспертами Европейского университета. По моему мнению, Европейский университет в Санкт-Петербурге – это уникальное интеллектуальное сообщество. Мы попросили его ученых попытаться дать целостную и фундаментальную оценку социо-культурных, исторических, социологических, этнических и даже антропологических аспектов инновационного развития страны, причем на уровне современной мировой науки об обществе. Как вы понимаете, нас в РОСНАНО эта тема тоже очень интересует. Поэтому у РОСНАНО и Европейского университета сейчас складывается, на мой взгляд, весьма многообещающее сотрудничество.
Весь разговор пересказывать не буду, поделюсь только одной понравившейся мне мыслью. Говоря об инновационных процессах в России, социолог Вадим Волков провел аналогию с одной из самых известных в мире инноваций под названием «британская рок-музыка». Смысл в том, что, возможно, стоит изучить, как именно сложилась та уникальная социальная, культурная и бизнес-среда, которая породила этот беспрецедентный культурный взрыв, начавшийся в 60-х с инновации «The Beatles», продолженный инновацией «Pink Floyd», затем инновацией «U2» и продолжающийся до сих пор. Не исключено, что в британском роке мы можем найти много ответов на главный вопрос сегодняшнего дня: как создать инновационную экономику в России?