Когда власти стыдно
Огненная эпопея нынешнего лета продолжается, несмотря на бодрые рапорты начальников о победе над стихией. Cтепные пожары в Волгоградской и Саратовской областях унесли восемь жизней, уничтожили более 400 домов, без крова осталось около 1000 человек. Трагедии можно было бы избежать, приложив небольшие по сравнению с лесными регионами усилия: проложить полосу безопасности в траве легче, чем в лесу или на торфянике. Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке взбодрить, как следует, местных чиновников, а Владимир Путин, как обычно, пообещал пострадавшим помощь из центра. В те же дни жители двух регионов, пострадавших от огня в августе, – Рязанской области и Мордовии – нашли на свалках тонны вещей, присланных погорельцам из разных уголков России. Теплую одежду и обувь, снабженные душевными записками дарителей, выбросили по распоряжению местных бюрократов: дескать, крысы портили, да и погорельцы отказывались.
Разные эпизоды борьбы с огнем и его последствиями объединены одним общим свойством. Тысячи местных и региональных чиновников с уже не удивляющими медлительностью и равнодушием решают вопросы, которые не касаются их собственного благополучия и соблюдения внешнего спокойствия. Они не реагируют даже на явные угрозы и предостережения надзорных органов. Три жарких месяца и призывы первых лиц, казалось бы, должны были взбодрить бюрократов. Прокуратура в конце июля предупреждала Волгоградскую обладминистрацию о непорядках в сфере пожарной безопасности.
Правда, есть и положительные сдвиги: после скандала с гуманитарной помощью на свалках в Рязанской области началась чистка. Уволены первый замминистра соцзащиты области и руководитель управления. Заявление по собственному желанию подали министр соцзащиты Елена Кислякова и зампред правительства Татьяна Панферова. Губернатор Олег Ковалев заявил, что готов провалиться от стыда из-за цинизма и пофигизма подчиненных. Таких слов от российской власти мы давно не слышали.