К дискуссии о высшем образовании
Попытаюсь тезисно, с аргументацией, изложить собственное видение проблем российского высшего образования:
Российское высшее образование неконкурентоспособно.
- В России нет университетов мирового класса; фундаментальные исследования ведутся в основном за пределами университетов:
- Массовый сегмент» высшего образования не соответствует потребностям инновационной экономики ни с точки зрения структуры подготовки, ни точки зрения содержания образовательных программ;
- Как следствие, снижается капитализация системы образования, падает ее экспортный потенциал, Россия теряет свой имидж как страна знаний и науки.
Причины сложившегося положения.
- Унаследованная от времен индустриализации структура высшего образования;
- Традиционный для СССР и непреодоленный в России разрыв между образованием и исследованиями (институты Академий наук и университеты существуют независимо);
- Непоследовательность и фрагментарность государственной политики в области образования; противодействие «ректорского лобби»
Повестка на ближайшие годы: одновременное проведение реформы в структурной, институциональной и содержательной плоскостях.
- Структурные изменения: санация слабых вузов и серьезное сокращение их количества; реальная интеграция академических НИИ и лучших университетов с созданием академических университетов; начало реального формирования нескольких университетов мирового уровня;
- Институциональные изменения: совершенствование ЕГЭ и развитие ЕГЭ-2 (на переходе бакалавриат-магистратура);развитие системы финансовых стимулов для повышения качества образования в группе ведущих университетов;
- Содержательные изменения: массовый пересмотр и актуализация образовательных программ и технологий.
Об этом мы будем сегодня вечером говорить с главным редактором сайта Vedomosti.ru Елизаветой Осетинской в программе «Большой дозор» (совместный проект газеты «Ведомости» и радиостанции «Эхо Москвы») с 21.08 до 22.00 в прямом эфире радио«Эхо Москвы.