Прецедент [не]справедливости
Интересующиеся в курсе того, что я вот уже несколько недель пытаюсь привлечь внимание к истории с осуждением Юлии Кругловой.
С осторожностью скажу, что даже прокуратура подалась назад и теперь считает возможным применить к Юлии ст.73 (условное наказание) или ст.82 (отсрочка исполнения приговора) УК РФ. Но… не тут то было – «потерпевшие» в лице успешной молодой женщины – нового руководителя филиала страховой компании «Оранта» требует возмездия – просит отменить приговор за МЯГКОСТЬЮ!
3 года колонии общего режима оказывается недостаточно за экономическое преступление (даже если считать что оно доказано) для матери четверых детей, ожидающей рождения пятого и отсрочка ей не полагается. Комментировать что-то тут сложно.
Вчера новостная лента принесла новый повод для размышления. 3 года в колонии – поселении получила дочь председателя Иркутского облизбиркома Анна Шавенкова, которая сбила на тротуаре двух человек, один из них скончался. При этом выполнение приговора отложено на 14 лет – это связано с там, что у обвиняемой родился ребёнок. Страшно трудно рассуждать в таких случаях. Справедливо ли применили отсрочку исполнения приговора?
Не берусь оценить, для меня этот случай показателен в том, что женщина получает отсрочку исполнения приговора в связи с рождением ребенка не смотря на то, что стала виновницей смерти (пусть и по неосторожности) одного человека и инвалидности другого. Оговорюсь, что это явное исключение из правил. У нас по экономическим статьям тяжело такую отсрочку получить даже в тех случаях, когда дети явно в детский дом отправляются. А уж когда реально человек погиб – лично я таких случаев не знаю. Да и приговор достаточно мягкий – при санкции статьи до 5 лет в колонии общего режима – 3 года поселения.
Однако я упомянула эту новость для того, чтобы с одной стороны, удивиться, что дело вообще дошло до суда (случай на Ленинском проспекте показывает, что и этого тяжело добиться), а, с другой стороны, сфокусировать внимание на абсурдности ситуации с Кругловой, которая никого, даже по неосторожности не убила. Иск она должна будет выплачивать вне зависимости от реального нахождения в тюрьме. Однако, несмотря на это, потерпевшие требуют закрыть Юлию в тюрьму на 7 лет! И это не колония-поселение, а реальная зона. Да и случай с Кругловой хоть и показателен, но далеко не единичный.
В последнее время много рассуждают о возможности прецедентного права в России. Честно говоря, смотря на все что происходит слегка страшновато. Один такой прецедент принесет столько вреда, что трудно себе представить. Уже слышу комментарии типа «что теперь все беременные и с детьми могут любого убить и не сесть». Боюсь, что нам с нашим уровнем нЕправосознания и нынешним уровнем правоНЕсознания судейского сообщества, вводить прецедентное право просто невозможно. Даже если бы найти таких ПРАВИЛЬНЫХ судей - ну хотя бы несколько человек, которые напринимали бы нам ПРАВИЛЬНЫХ прецедентов, которые будет СТРОГО обязательны для всех остальных… Ну сразу расписываюсь в собственной наивности, потому что это и невозможно, да и найдутся уловки для извращения таких прецедентов, как находятся для неприменения президентских поправок для предпринимателей.
И еще, я убеждена, что если потерпевшие согласны, виновных в преступлениях по неосторожности (если исключить пьянство за рулем) более правильно и справедливо было бы наказывать огромными штрафными выплатами в пользу родных, которые реально повлияли бы на их жизнь (особенно если речь идет о необходимости лечения), а главное, чтобы виновник реально чувствовал бремя ответственности долгое время. Но, Шевякова не оказала помощи потерпевшим и даже игнорировала их. Это, по-моему, все перевешивает.
Говорить при этом о справедливости очень сложно.
Что же делать? Путь длинный, ничего другого, как формирование правильного правосознания граждан – нас с вами - и, как следствие, правосознания судей, вряд ли можно предложить. Конечно, если наверху захотели бы и стали активно внедрять и правильные законы и, самое главное, пресекали случаи их неправильного толкования и применения, этот процесс пошел бы быстрее.
Пока остается надеяться на то, что именно рядом с нами окажутся порядочные справедливые сограждане вне зависимости от того, являются ли они судьями, налоговыми инспекторами, соседями снизу, которых мы залили или, не дай Бог, теми, кому мы вольно или невольно причинили вред.