Москва не едет в Нижний Новгород
Сюжеты теленовостей и любительские видеосъемки с железнодорожных платформ горьковского направления в столице и Подмосковье напоминают кадры из фильмов о революции и гражданской войне. Толпы пассажиров, спешащих на работу и учебу в Москву или едущих на дачу, штурмуют подошедшие поезда. Те, кому не хватило места в переполненных вагонах и тамбурах, рискуя жизнью и здоровьем, едут на крышах, буферах и в межвагонных проемах. Милиция гоняет зайцев. Но опасные места занимают новые люди, которые не могут добраться до пункта назначения на автобусе, маршрутке или личном вертолете (так советовал поступать на прошлой неделе подмосковный губернатор Борис Громов).
С конца июня РЖД начала сокращать расписание электричек. В последние дни перерывы в движении (помимо обычных дневных окон) достигали 3–3,5 часа. Железнодорожники утверждают, что столпотворение никак не связано с запланированным на 30 июля запуском скоростного поезда «Сапсан» по маршруту Москва – Нижний Новгород. Они говорят о плановом ремонте путей и инфраструктуры и делают вид, что ничего особенного не происходит. Длительные перерывы они называют «технологическими окнами». «Пассажирам предоставляется полная информация о сроках проведения работ во время «технологических окон» и о предстоящих отменах электропоездов <...> на вокзалах и остановочных пунктах, по громкоговорящей связи», – гласит официальное сообщение «Московской железной дороги». Подождем последствий «технологических окон» на киевском направлении, где на днях также начались плановые ремонтные работы.
В безболезненный запуск «Сапсанов» до Нижнего Новгорода верится с трудом. Вспомним, что подготовка путей к первой поездке экспресса по маршруту Москва – Петербург вызвала полуторасуточную остановку движения обычных поездов в марте 2009 г. После начала эксплуатации «Сапсана» в Тверской области железнодорожники отменили несколько обычных электричек, которые позволяли простым жителям добраться до областного центра, Москвы, Торжка и Бологого. На некоторых платформах электрички перестали останавливаться. В других регионах электрички подолгу задерживали, чтобы пропустить экспресс. Неудобства вызвали протесты местных жителей и хулиганские выходки – по данным РЖД, «Сапсан» 17 раз закидывали камнями.
В ситуацию вынужден был вмешаться губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, после обращения которого часть пригородных поездов вернули на линию.
Однако эти упреки справедливы лишь отчасти. Проблемы при одновременном движении скоростных и обычных поездов по одним и тем же путям неизбежны, даже если первые едут ниже расчетной скорости. В большинстве стран скоростной железнодорожный трафик организован по выделенным путям. Французские поезда TGV – наиболее известный из европейских проектов – используют отдельные колеи и часто останавливаются на специально построенных вокзалах (за исключением конечных станций в крупных городах). Накопленный с 1981 г. опыт заставил убрать с путей TGV переезды и установить ограждения, предотвращающие доступ людей и животных. Это позволяет им развивать среднюю скорость 260–270 км/ч. Поезда TGV преодолевают 512 км до Лиона за два часа, почти 800 км до Марселя – за три. По выделенным путям ездят японские и недавно запущенные китайские скоростные поезда.
Цена может показаться дорогой: строительство 492 км путей Eurostar (Париж – Лондон) обошлось в 1990-х гг. в $34 млрд, но значительная часть стоимости пришлась на прокладку тоннеля под Ла-Маншем. 190 км от Валанса до Марселя в 2001 г. построили за 3,8 млрд евро (20 млн евро за 1 км). Кстати, сейчас билет на «Сапсан» в вагоне экономкласса из Москвы в Петербург стоит от 2300 до 3400 руб. За эквивалент этой суммы в евро можно съездить из Парижа в Марсель и вернуться обратно по отдельному пути.
РЖД оценивает возведение новой магистрали от Москвы до Петербурга в триллион рублей – это примерно 26 млрд евро, или около 40 млн евро за 1 км. Что же, в России больше лесов и болот.