Между премьером Путиным и кузнецом Шустровым - зияющая пустота

На прошлой неделе кузнец Николай Шустров в одиночку добился улучшения условий труда на ярославском заводе «Автодизель», о котором многие его коллеги и не мечтали. Узнав, что на предприятии ожидают премьера Владимира Путина, он написал ему письмо с предложением посетить не только «показушные» цеха, но и его собственный – грязный, душный, с поломанным оборудованием. Премьер предложение принял, пообщался с кузнецом, посетил кузнечный цех, после чего, по сообщениям СМИ, на заводе засуетились разные комиссии и условия работы значительно улучшились. Впервые отменили вечернюю, самую жаркую смену и начали разносить газированную воду в пластиковых бутылках.

В лучших традициях российского начальства кузнеца сначала хотели было уволить, но потом передумали и даже намекнули, что он может рассчитывать на повышение. Шустров, которого многие СМИ уже именуют смельчаком, заявил журналистам, что, вместо того чтобы сидеть сложа руки, надо писать и говорить. «Сейчас можно добиться заметных улучшений. Главное – от своей позиции не уходить», – отметил он.

Успехов добиться, конечно, можно: наблюдатели и аналитики сходятся во мнении, что Путин начал свою предвыборную кампанию в преддверии 2012 г. А если так, то наверняка еще нескольким активистам-одиночкам, вовремя подсуетившимся сообщить премьеру о проблемах на их предприятиях и в их городах, удастся улучшить ситуацию на месте. Но как бы хорошо ни кончилось все для рабочих «Автодизеля», эта история – все что угодно, но только не история успеха. Она показывает зияющую пустоту между человеком и его проблемой с одной стороны и властями – с другой. Пустоту, которую должны были бы заполнить органы самоорганизации. Независимый профсоюз, например, мог бы давно решить вопрос с водой и жаркими сменами, а парламентская комиссия, состоящая из депутатов, ответственных перед своими избирателями, могла бы, не дожидаясь Путина, посетить завод и поинтересоваться ходом модернизации и судьбой выделенных на нее средств. Наличие хорошо действующих механизмов контроля над всяким начальством избавляет подчиненных от необходимости геройствовать, рискуя своим местом.

Вмешательство высших руководителей в решение проблем на местах имеет и другой риск – быть неверно проинформированным о реальном положении дел. И если в истории с холодной водой в цехах это не сложно исправить, то в других ситуациях люди могут получить от премьера не поддержку, а, наоборот, крушение надежд. Так, недавно в ходе визита в подмосковный Жуковский Путин поддержал проект строительства подъездной дороги, против которого весь последний год протестуют тысячи горожан.

«Олухи пиарщики не доложили своему начальству, как относятся жители города к этому горе-проекту, – возмущался один из местных интернет-пользователей. – Думаю, сочинцы, химкинцы и жуковчане вряд ли проголосуют за того, кто испортил их среду обитания».