Право на информацию есть теперь у каждого
С 1 января этого года вступил в силу федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». До сих пор многие граждане, да и многие чиновники, не знают, что такой закон принят и уже действует. Сразу отмечу, что этим законом могут пользоваться не только журналисты, чье право на получение информации гарантировано законом «О средствах массовой информации», но и физические и юридические лица. То есть пользователем информации может быть любое лицо и любая организация.
Как и у всякого хорошего закона, у этого закона была непростая и долгая история. Его разработка началась еще в 2002 г. силами Минэкономразвития России. Долгих пять лет понадобилось законопроекту, чтобы добраться до первого чтения в Государственной думе. Затем снова забвение на два года. И только в январе 2009 г. закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации, а в феврале – подписан президентом России Дмитрием Медведевым.
Во всем мире такие законы давно существуют и называются законами о свободе информации (Freedom of Information Act, или сокращенно FOIA). Принятие российского FOIA можно расценивать как поистине революционный шаг в истории развития нашего государства. Ведь до его принятия право на доступ к информации органов власти в России не признавалось в полной мере. Свидетельством этому была судебная практика, наработанная юристами Института развития свободы информации (www.svobodainfo.org) – организации, которая занимается изучением проблем доступа к официальной информации.
Судебные прецеденты свидетельствовали о том, что до 2010 г. чиновники не признавали право граждан на доступ к той информации, которая непосредственно не затрагивает их права и свободы. Между тем в эту категорию могут входить сведения о расходовании бюджетных средств, статистические отчеты, доклады об итогах деятельности ведомства и огромный массив иных социально значимых и интересующих общественность данных.
В большинстве судебных дел, связанных с оспариванием ограничения на доступ, право граждан на получение официальной информации судьями также не признавалось.
Принятый закон призван кардинально изменить отношение к этой проблеме: граждане нашей страны получили принципиально новое право – право на доступ к информации, которую создают органы власти и которую ведомства получают из внешних источников. Помимо традиционного пути получения информации – по запросу – у граждан появилось право получать информацию в сети интернет, в которой согласно новому закону все органы власти обязаны иметь свои официальные сайты и наполнять их информацией о своей деятельности. Закон дает право на получение всей информации, которой владеет любой чиновник, за исключением той, которая относится к категории тайны, в частности государственной. После вступления в силу нового закона все нормативные правовые и иные акты, издаваемые органами власти, должны стать доступными в сети интернет.
Кроме того, закон дает гражданам принципиально новое право – возможность присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти. Кстати, вот и совсем недавний пример из практики. В марте 2010 г. журналист «Новой газеты в Петербурге» Андрей Воронин пришел в администрацию Кировского района Санкт-Петербурга на общественные слушания по реконструкции хрущевок в одном из микрорайонов города. Однако пресс-секретарь администрации отказался пропускать журналиста на это мероприятие. Журналисты знают, что это типичный пример ограничения их профессиональных прав на получение информации. В нашем случае журналист не растерялся, известил нашу организацию, и мы обратились в суд с соответствующей жалобой. 11 мая 2010 г. Кировский районный суд Санкт-Петербурга признал незаконным отказ пресс-секретаря допустить журналиста на заседание администрации. При этом суд оперировал положениями закона, распространяющимися не только на журналистов, но и на всех граждан. Это частный, но важный пример действия нового закона.
Разумеется, ожидать мгновенного и широкомасштабного положительного результата от действия нового закона не следует: наше государство имеет долгие традиции секретности, а российское общество развивалось по всем канонам закрытого общества. У потенциальных пользователей информации нет ни опыта, ни устойчивой потребности в использовании своего права на доступ к информации.
Кроме того, речь нужно вести об изменении всей системы ценностей в обществе и государстве. Долгое время эта система базировалась на принципе «гражданин для государства». Теперь же созданы условия для переориентации этого принципа: «государство для граждан». Новый закон предназначен для свободных людей и для свободного общества – поэтому это вызов для всех нас, проверка на нашу готовность к свободе.
На мой взгляд, новый закон – это еще и важное средство борьбы с коррупцией. Борьба эта продекларирована с высоких трибун и объявлена чуть ли не очередным национальным проектом. Понятно, что без общественного контроля этот проект лопнет как мыльный пузырь. Опыт показал, что ужесточения наказания для коррупционеров и усиления государственного контроля над чиновниками явно недостаточно. Новый закон дает возможность каждому гражданину путем запроса информации, к примеру, о доходах госчиновника, о выполнении им своих обязанностей, контролировать его деятельность.
Закон принят, однако заработает он или нет – зависит только от граждан: от их активности, от того, насколько все мы можем быть настойчивыми в вопросах реализации своего права. Армия чиновников будет только рада, если закон так и останется невостребованным – гражданами, общественными объединениями, организациями. Новым законом нужно активно пользоваться.
К сожалению, до сих пор в российском законодательстве отсутствовали санкции за нарушение права граждан на доступ к информации о деятельности органов власти. Однако и здесь ситуация меняется в положительную сторону. 14 мая 2010 г. Государственная дума приняла в окончательном, третьем чтении законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Этим законопроектом предусматриваются новые составы административных правонарушений в сфере соблюдения права граждан на доступ к информации. После того как поправки вступят в силу, административную ответственность будут нести не только те чиновники, которые отказали гражданину или организации в предоставлении информации, несвоевременно ее предоставили или дали заведомо недостоверные данные, но и те должностные лица, которые незаконно взимали плату за предоставление информации, а также если они не разместили сведения о своей деятельности на официальном сайте органа власти или разместили их в неудобных для восприятия форматах.
По мнению специалистов, в отношении права граждан на доступ к официальной информации законодательство России теперь соответствует мировому уровню, не только не уступая аналогичным нормативным правовым актам европейских государств или США, но и в ряде положений опережая их.
Однако с практикой применения этого закона пока все не так радужно, как хотелось бы. В Швеции, например, любой журналист может ознакомиться с корреспонденцией премьер-министра, находящейся на его столе, если только на документе нет штампа об отнесении его к категории ограниченного доступа. В России до подобной открытости еще очень далеко: запросы на получение той или иной информации нередко игнорируются государственными лицами. Видимо, по старой привычке. Пришло время избавляться от дурных привычек.
Сломать эту практику, имея на вооружении новый закон, вполне по силам нашему обществу.