"Русагро" и Сбербанк: секрет взаимности
Группа «Русагро» в первый же день роуд-шоу перед IPO (за пакет до 20% группа и семья ее основателя Вадима Мошковича рассчитывают выручить $245–309 млн) нашла щедрого покупателя: Сбербанк подал заявку на бумаги на $200 млн (если допустить, что размещение пройдет по нижней границе коридора и заявка будет полностью удовлетворена, банк может получить 16,33% группы). Эта история выглядит еще удивительнее, если учесть, что до сих пор о случаях, когда бы Сбербанк подписывался на какие-нибудь бумаги при первичных размещениях, известно не было.
И Мошкович, и менеджеры «Русагро» на вопросы об особых отношениях компании с банком удивленно поднимают брови, улыбаются и отвечают, что ни о чем подобном им не известно. Но как еще назвать их тесную взаимосвязь? В 2001 г. «Русагро» совершает первое на сахарном рынке публичное слияние – с компанией «Роспрод». Ее главной ценностью были не два далеко не лучших завода (сахарный и маслоэкстракционный), а кредитная линия в Сбербанке, утверждали несколько источников на рынке. Сахарным компаниям в те годы требовались деньги на покупку на аукционах квот на импорт сырца, и Мошкович, как рассказывали его конкуренты, за $20 млн, заплаченных за «Роспрод», получил доступ к кредитной линии Сбербанка на $120 млн. «Иметь такого партнера, как Сбербанк, почетно» – судя по всему, это было первым публичным подтверждением партнерских отношений. Мошкович, правда, отрицал, что купил «Роспрод» (его хозяевами, кстати, считали связанные со «Сбером» структуры) ради кредита.
С тех пор Сбербанк не однажды кредитовал «Русагро», в разгар кризиса семья Мошковича рискнула заложить банку 95% долей головной компании группы, а сама компания – акции и активы пяти из семи входящих в группу сахарных заводов и компании, контролирующей свиноводческий бизнес. К 1 апреля Сбербанк был крупнейшим кредитором «Русагро» с 90%-ной долей в кредитном портфеле холдинга. Банк охотно кредитует и девелоперский бизнес Мошковича – компании «Авгур эстейт» и «Масштаб». Мошкович несколько лет был миноритарием банка.
Часто кажется, что Мошкович – фантастически везучий предприниматель: он умеет получать активы дешево или вовсе бесплатно и избавляться от них на пике цен (так было и с зерновым бизнесом, и с масляным). Но история отношений со Сбербанком подсказывает, что Мошкович не только знает, как воспользоваться фантастическим везением, но и умеет наладить прочные долгосрочные отношения.