Западные правительства все еще боятся русского бизнеса
Сорок миллионов швейцарских франков – такой штраф швейцарцы наложили на российского предпринимателя Виктора Вексельберга за то, что он неправильно, по их мнению, скупал акции компании Oerlikon. Местные юристы говорят, что сумма беспрецедентная. Но удивляться тут нечему: не любят за границей российских бизнесменов.
На иностранные инвестиции в России есть две противоположные точки зрения. Одна состоит в том, что деньги не пахнут: если кто-то готов рискнуть и вложить в Россию хотя бы доллар, то нужно создать ему райские условия, благодарить и кланяться, а впоследствии постараться состричь с него как можно больше купонов. Другая партия исходит из того, что мы и сами с усами, в свой дом кого попало пускать нечего: на нашей нефти, газе, земле и т. д. мы и сами заработаем, и если кто-то хочет здесь что-то делать, то его надо обложить со всех сторон доктринами национальной безопасности, чтоб у него это желание побыстрее пропало. Экономическая политика в России уже лет 20 болтается между этими полюсами туда-сюда. Чисто умозрительно мне ближе первая точка зрения: если правила одни для всех, то какое имеет значение, что шаурму тебе продает кавказец, а начальник у тебя датчанин? При этом либеральную точку зрения все время так или иначе связывают с Западом: там-то никакой дискриминации.
И вот несколько последних лет очень убедительно показали мне, что дело там обстоит ровно наоборот. Как только речь заходит о том, что какая-либо крупная зарубежная компания может перейти под контроль русских, начинается скандал. Вексельбергу, который в итоге стал-таки совладельцем высокотехнологичных, как принято говорить, Oerlikon (44,7%) и Sulzer (31,2%), еще повезло. Сбербанку, например, купить долю в Opel не дали; условием сделки, в результате которой Saab достанется Spyker, сделали выход российского предпринимателя Владимира Антонова из капитала компании-покупателя – это только последние примеры.
«Возникли вопросы: а зачем они пришли, эти русские?.. В мире плохо относятся к иностранцам вообще, а к русским – вдвойне. Будете смеяться, но видится рука Кремля», – объяснял происхождение своих швейцарских проблем «Ведомостям» Вексельберг. Еще конкретнее высказывался Петр Авен: «Вы попробуйте сейчас купить неконтрольный пакет в западной телекоммуникационной компании!.. Это невозможно, поверьте мне. Правительства не дают... У нас отношение к западным инвесторам весьма благодушное, отношение к нам там фундаментально жестче. Многие до сих пор относятся к русским как к обезьянам». А раз так, почему не наказать кремлевскую обезьяну хотя бы и на 40 млн?