UC Rusal олицетворяет противоположность официальной идеологии
Прошедшее в Гонконге IPO компании UC Rusal лучше любых заявлений и докладов демонстрирует нам, что благие намерения политической и экономической модернизации забываются, когда речь идет о бизнесе, близком к власти.
В ходе размещения компания была оценена в $21,05 млрд и привлекла $2,4 млрд, которые направит на предотвращение дальнейшего сползания в долговую яму – сценария, еще недавно выглядевшего неотвратимым.
Главного собственника и управленца UC Rusal Олега Дерипаску можно поздравить. Он вновь доказал свою способность побеждать рыночную экономику.
Успех IPO был во многом обусловлен вхождением в число якорных инвесторов государственного ВЭБа, направившего на выкуп акций свыше $600 млн, и заявлениями главы почти государственного Сбербанка Германа Грефа, сообщившего о готовности компании рефинансировать (вместе с тем же ВЭБом) долг UC Rusal в размере $4,5 млрд.
В ходе подготовительного этапа IPO (роуд-шоу) и сбора заявок на размещение постоянно повторялись заявления госчиновников о желании ВТБ и Сбербанка купить акции Rusal, что давало дополнительные гарантии инвесторам.
Наблюдательные советы ВТБ и Сбербанка вопросов об участии в таких сделках не рассматривали, а менеджеры этих банков не сочли необходимым давать какие-то пояснения своим акционерам.
Таким образом, операция «спасти рядового Дерипаску» была осуществлена при значительном невольном содействии акционеров госкомпаний и налогоплательщиков России.
Кого мы спасали и что получили взамен?
Вряд ли даже самые лояльные наблюдатели отважатся назвать UC Rusal примером того, как на самом деле должен выглядеть флагман российского бизнеса. Компания скорее олицетворяет собой полную противоположность идеологии, взятой на вооружение руководством страны, – идеологии, построенной вокруг понятий «модернизация» и «инновации».
Достаточно взглянуть на основные ингредиенты эликсира «эффективный Дерипаска»:
– возможность сбора разномастных активов с помощью государства;
– требования госпомощи для поддержания этих активов. Многочисленные письма Дерипаски в правительство о помощи читаются как душещипательный роман;
– налоговая оптимизация на грани фола. Благодаря конструкциям с офшорами на о. Джерси, Виргинских островах, Багамах и т. д. эффективная ставка налога на прибыль у UC Rusal поразительно низкая, но налоговые органы относятся к этому равнодушно;
– сверхнизкие тарифы на электроэнергию – основную статью расходов при производстве алюминия;
– торговля сырьем. Более 80% выручки компании приходится на продажу металла первичного передела;
– весьма значительные и непрозрачные возможности политического влияния, в том числе и через родственные связи.
Ну и в качестве дополнительных штрихов можно вспомнить отказ Олегу Дерипаске во въездной визе в США, коррупционные скандалы в Великобритании и Испании, судебный конфликт с бывшим партнером по бизнесу Михаилом Черным и т. д.
Прямо скажем: это не тот бизнес, который можно было бы в качестве примера включить в знаменитую статью президента Медведева «Вперед, Россия!». Но наш политический истеблишмент это обстоятельство не смущает.
В частности, именно помощник президента, один из идеологов модернизации, Аркадий Дворкович «обрадовал» акционеров Сбербанка и ВТБ сообщениями о том, что эти банки должны приобрести «немножко «Русала». Он же поедет в Гонконг, где представит Россию в официальной церемонии начала биржевых торгов акциями компании.
Подобный подход просто поразителен, ведь и Дворкович, и еще один спаситель UC Rusal – Герман Греф выглядят достаточно искренними в своих модернизационных устремлениях.
Конечно, по поводу искренности и воли к переменам со стороны главы наблюдательного совета ВЭБа Владимира Путина можно спорить, но и у него по крайней мере есть формальный начальник, определяющий идеологию действий.
Статьи и выступления на госсоветах – это одно, а звонок по правительственной линии связи – совсем другое. Это реальная политика, реальные деньги. И события в далеком Гонконге дают нам возможность критически оценить декларации о будущих позитивных изменениях в нашей стране.