Экономика должна быть объявлена содержанием российско-украинских отношений
В 2009 г. отношения между Россией и Украиной накалились до предела. Дело дошло до резкой публичной полемики на президентском уровне. Сегодня очевидна необходимость обратного, центростремительного движения во взаимоотношениях двух стран. И важно определить, чтó на данном этапе может стать центром притяжения.
Спор об истории следовало бы оставить до лучших времен. Признать то, с чем все согласны: историческое, духовное и языковое единство есть и чем меньше треплешь это полотно в ветрах политической конъюнктуры, тем целее и долговечнее оно будет. С этим, что показательно, согласны оба прошедших во второй тур претендента на пост президента Украины. Никто не собирается поступаться своими принципами. Например, русский язык – это приоритет в гуманитарных проектах России за рубежом, которого она будет держаться и впредь. Но и на государственный суверенитет Украины мы не посягали и не посягнем. Если же нужно уточнить нюансы исторических событий – пусть этим совместно займутся ученые обеих стран. А на государственном уровне следовало бы сконцентрироваться на экономическом сотрудничестве – ведь именно по плодам экономической политики люди судят об успешности власти в целом.
Франция и Германия только в XIX–XX вв. воевали друг с другом четыре раза, и взаимных претензий и обид у них должно было накопиться на столетия вперед. Только в 2009 г. канцлер Германии впервые приехала в Париж на торжества в честь годовщины окончания Первой мировой войны. Но это не помешало двум странам спустя шесть лет после окончания Второй мировой создать Европейское объединение угля и стали. Лишь в 1992 г. выросшее из него Европейское экономическое сообщество обрело политическое измерение, а на первых этапах интеграцию определяли экономические мотивы – создание общего рынка, рост числа рабочих мест, рациональное распределение производства и повышение производительности труда.
Экономические рычаги интеграции на постсоветском пространстве пока работают недостаточно эффективно. Экономическое сближение не декларируется как главная цель, обсуждается фрагментарно и зависит от политического и гуманитарного контекста. А ведь народная мудрость гласит: «Кто торгует – тот не воюет, а кто много торгует – тот дружит!»
Можно ли оживить российско-украинскую хозяйственную интеграцию? Убежден, что это реально. Наши страны по-прежнему важны друг для друга как внешнеторговые партнеры (доля Украины в общем товарообороте России в 2008 г. составила 5,4%, а доля России в товарообороте Украины – 23,3%). Еще не разорваны или могут быть налажены связи между сотнями украинских и российских предприятий. По отдельным видам товаров существует жизненно важная взаимная зависимость. Так, автозаводы в Запорожье, Луцке, Львове и Кременчуге используют поставляемые из России узлы и агрегаты, а большая часть собираемой на них техники используется в российской нефтяной промышленности, на лесозаготовках и в строительстве.
Сохраняется кооперация между предприятиями судостроительной и авиационной, химической и нефтеперерабатывающей индустрии. Одно лишь предприятие «Мотор Сич» сотрудничает с 25 российскими и 24 украинскими компаниями-поставщиками и снабжает двигателями ряд российских авиафирм: «Ильюшин», «Бериев», «Туполев», «Яковлев», «Камов». Из Луганска в Россию поставляют около 100 тепловозов в год. Сумское НПО им. Фрунзе обеспечивает своими компрессорами немалую часть российских газопроводов. За счет импорта с Украины удовлетворяются потребности наших предприятий в сырье, в частности в марганцевом концентрате и глиноземе.
Есть и другой важный фактор: многие предлагаемые Россией и Украиной товары неконкурентоспособны на мировых рынках, а те, что могли бы найти спрос, наталкиваются на заградительные барьеры (так, украинский металлопрокат облагается в Канаде 20%-ной антидемпинговой пошлиной). И если украинская сторона, ссылаясь на конституционный запрет делегирования суверенитета, не готова участвовать в таможенном союзе с Россией, следует искать иные формы интеграции. Например, создавать совместные предприятия и консорциумы в стратегически важных отраслях (авиастроении, металлургии, энергетике) для эффективного продвижения своей продукции и устранения взаимной конкуренции на рынках третьих стран.
Уже имеются примеры такого сотрудничества. Это и программа запуска космических аппаратов «Морской старт» на базе ракет-носителей «Зенит-3», «Циклон» и «Днипро», и производство транспортных самолетов Ан-225 «Мрия» и АН-124 «Руслан», построенных общими усилиями наших авиастроителей, и сконструированный совместно николаевскими и российскими машиностроителями газотурбинный двигатель для ГРЭС. Но нужны новые совместные проекты по производству товаров и услуг мирового уровня. Необходимо провести инвентаризацию научно-технических заделов России и Украины, определив перспективные направления сотрудничества и меры их господдержки.
Перевод двусторонних отношений в прагматичную тональность не только создаст предпосылки к углублению межгосударственного диалога. Достижения в сфере реальной экономики станут для россиян и украинцев важным свидетельством выгодности единства наших народов.