Вера в недооцененность госкомпаний связана с неэффективностью управления
Результат налицо. 2009 год, период острого спросового кризиса и закрытых кредитных рынков, породивших – и не только в России – ренессанс государства как экономического субъекта и повальную зависимость от него частного сектора, не подтверждает какой-то особенной инвестиционной привлекательности отечественных госкомпаний. Из «большой четверки» («Газпром», «Роснефть», Сбербанк, ВТБ) только акциям Сбербанка удалось существенно превзойти рост индекса РТС. Результат «Роснефти», несмотря на девальвацию и почти удвоившиеся за год нефтяные котировки, практически совпал с общерыночным, а ВТБ с «Газпромом» на этом фоне вообще значительно просели.
Прогнозы аналитиков в отношении акций российских госкомпаний на 2010 г. пестрят рекомендацией «покупать». Представления о фундаментальной недооцененности и (или) инвестиционной привлекательности ценных бумаг российских государственных и квазигосударственных эмитентов, весьма распространенные в прошлом (достаточно вспомнить времена искусственного разделения рынков акций «Газпрома», породившие не одно крупное состояние), продолжают активно навязываться публике. Веры в чудеса госпредпринимательства не смогли поколебать даже скандально провальные «народные IPO», списанные в итоге на шальные последствия кризиса американской ипотеки.
Аргументация в пользу госкомпаний выглядит вполне убедительно. Эксклюзивное положение крупных сил непоколебимо – под их диктовку пишутся законы и другие нормы, им гарантированы льготный доступ к финансовой подпитке и мобилизация в случае чего всей силовой мощи государства. Это не говоря уже о том, что благодаря голому административному ресурсу «свои» иной раз могут дешево получить такой дорогой подарок, как активы ЮКОСа. На современном этапе, когда роль государства в экономике заметно возросла и судьба стольких корпораций зависит от доброй воли правительств и своевременных вливаний средств налогоплательщиков, подобные аргументы должны представляться даже более внушительными, чем ранее.
Но даже это еще не все. Изучение рекомендаций аналитиков оставляет стойкое впечатление, что даже в самой циничной инвестиционной стратегии, рассчитанной на мохнатую лапу государства, всегда есть место упованию на чудо. И вправду: поскольку нераскрытый потенциал госкомпаний в свете их относительной неэффективности гораздо выше среднего по рынку, меры по наведению в них самого элементарного порядка могут время от времени давать прекрасные финансовые результаты. Поэтому внешне неожиданные рывки вчерашних аутсайдеров рынка вовсе неудивительны.
На самом деле несть числа «профессиональным болезням» компаний с доминирующим госучастием, связанным главным образом с их ограниченной рыночной рациональностью. Таков результат управленческих решений, принятых под влиянием основного акционера в совершенно иной логике, чем интересы максимизации прибыли. В числе подобных решений – и очевидно некоммерческие новогодние перекрытия заслонки, нанесшие колоссальный долгосрочный ущерб международному бизнесу и капитализации самого «Газпрома», и разнарядки по выдаче кредитов, и крайне неразборчивое спонсорство, и социальная нагрузка «от партии и правительства» (да, частные корпорации тоже грузят, но все ж не так активно). Отсутствие действенного акционерного контроля часто приводит к примитивной мании величия, бесстыдным синекурам и тендерно-договорной коррупции. Искажение «под себя» конкурентной среды неизбежно чревато дальнейшей утратой рыночных ориентиров и адекватности.
Немаловажно и то, что госкомпании менее всех остальных на рынке соответствуют меритократическим идеалам, ведь их управленческие позиции обычно становятся запасным аэродромом для бывших чиновников, а также многочисленных «Родственников и Знакомых Кролика». Все они, как правило, десантируются туда вовсе не на конкурсной основе и никак не в соответствии с личными и деловыми качествами. Конечно, из этого правила тоже бывают исключения, но они только лишний раз его подтверждают. Своеобразие кадровой политики, в свою очередь, еще больше усугубляет нерациональность в принятии больших и малых решений.
Неужто административный ресурс госкомпаний в 2009 г. ослаб? Отнюдь. Дело в том, что административный рычаг подобен финансовому: повышая отдачу от инвестиций в одних ситуациях, в других он с той же умноженной силой действует в противоположном направлении. В любом случае строить в расчете на него стратегию инвестиций, долгосрочного развития отдельной компании и тем более экономики страны в целом по меньшей мере наивно.