Станет ли Россия сырьевым придатком Китая
Странный ажиотаж в российских СМИ вызвало принятие Программы сотрудничества на 2009–2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР, где предусматриваются крупные взаимные инвестиции в ряд проектов на территории обеих стран. Естественно, что определенная часть объектов на российском Дальнем Востоке и в Сибири – это месторождения полезных ископаемых. Однако опасность заключается не в том, что месторождения будут разработаны с использованием китайских инвестиций, а в том, что полученные доходы будут вновь разбазарены, а не использованы для создания в России инновационной экономики.
Главные проблемы между Россией и Китаем лежат в торгово-экономической сфере. С начала 2009 г. двусторонний торговый оборот по сравнению с предыдущим годом снизился более чем на 35%. Торговый оборот Китая с большинством стран мира тоже падает в связи с кризисом, но торговля с Россией сокращается самыми быстрыми темпами. Очевидно, что поставленная лидерами двух государств задача увеличения товарооборота к 2010 г. до $60–80 млрд не будет достигнута, как и планы по инвестициям. Россия может отойти с 8-го на 15–16-е место как торговый партнер КНР, уступив таким странам, как Малайзия, Сингапур, Индия, Нидерланды, а возможно, и Великобритании, Бразилии, Таиланду и Франции. Это приведет к еще большему разрыву между важностью России для Китая и Китая для России как торговых партнеров.
Кроме резко уменьшающегося товарооборота для российско-китайской торговли характерны две другие печальные тенденции: значительный российский торговый дефицит, возникший в 2007 г., и резкое падение доли машин и оборудования в российском экспорте. Кризис помог немного уменьшить российский торговый дефицит с Китаем за счет того, что импорт падал быстрее экспорта (-48,2% и -24,1% соответственно за первую половину 2009 г.). Но подобное решение, конечно, не может быть долгосрочным.
Таким образом, кризис лишь высветил основные проблемы российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, которые были хорошо известны ранее и на которые давно указывали специалисты.
1. Это системная коррумпированность всего механизма взаимной торговли, значительная часть которой ведется организованными преступными группами, включающими как предпринимателей с обеих сторон, так и представителей в основном российских государственных структур (пограничной и таможенной служб, МВД, региональных администраций и т. п.). Из-за этого значительная часть взаимной торговли фактически ведется контрабандным путем – т. е. занижается ее официальный объем и снижаются поступления в российский бюджет от таможенных сборов. В России борются с незаконной торговлей. Одной из мер было закрытие Черкизовского рынка – основного места реализации контрабандного товара. Но эти меры недостаточны и бессистемны. Мало ликвидировать место сбыта контрабанды (ее организаторы быстро найдут новое). Гораздо эффективнее прекратить ее ввоз через границу, но для этого нужна коренная реформа всей таможенной службы.
2. Неблагоприятный инвестиционный климат в России (китайские предприниматели жалуются на запутанность законодательства, коррупцию администраций и правоохранительных органов).
3. Низкое качество продукции российского машиностроения, в результате чего ей крайне трудно конкурировать на китайском рынке с продукцией других государств.
4. Плохое знание российскими бизнесменами китайского рынка и китайской деловой культуры.
5. Неразвитость инфраструктуры в России, в особенности в ее азиатской части.
Неразвитость рынка туристических услуг и высокая стоимость сервиса, из-за чего начиная с 2004 г. поток китайских туристов в Россию постоянно уменьшается, а поток российских туристов в Китай растет.
Без решения этих проблем развитие торгово-экономических отношений с Китаем будет невозможно даже после кризиса. Увеличение товарооборота станет возможным лишь за счет резкого увеличения импорта китайских товаров, а это лишь обострит другие проблемы. Главным препятствием на пути развития торгово-экономического сотрудничества на нынешнем этапе является состояние российской экономики и российского общества в целом. Без решения проблем коррупции, развития инновационной экономики, рывка в области инфраструктуры дальнейший рост двусторонней торговли вряд ли возможен.
В конечном счете большинство этих проблем являются политическими, так как их решение требует политической воли с российской стороны. Их решение назрело, и оно необходимо не только для отношений России с Китаем, но и для развития страны в целом. Нерешенность же их приведет к тому, что Россия: 1) станет намного более зависимой от китайского рынка, чем Китай от российского (в 2008 г. Китай стал третьим по значению торговым партнером России, на который приходилось 7,6% российского внешнеторгового оборота, в то время как Россия была восьмым торговым партнером Китая – 2,2% общего внешнеторгового оборота); 2) Россия превратится в чистый сырьевой придаток Китая, такой же, каким она уже стала по отношению к Европе. Но именно общероссийский характер большинства из отмеченных проблем делает их решение крайне сложным.