От редакции: Земля и воля

Крылатая фраза «положение хуже губернаторского» становится реальностью отечественной политики. Показательное увольнение четырех глав регионов в один день – это почерк позднего Бориса Ельцина, склонного к импульсивным шагам. Вернее, ушли «по собственному желанию» трое – главы Орловской (Егор Строев), Псковской (Михаил Кузнецов) областей и Ненецкого автономного округа (Валерий Потапенко), а воронежский губернатор Владимир Кулаков досидит до истечения срока полномочий – 14 марта, но не будет переназначен (см. также статью на стр. А2).

«Серьезные решения» были проанонсированы Дмитрием Медведевым накануне в телеинтервью, правда, без имен. Обнародование имен не сопровождалось обнародованием реальных причин отставки.

Уходящие губернаторы – представители разных политических групп и поколений. Строев – политический тяжеловес, руководивший областью в общей сложности 20 лет, Кузнецов – молодой политик, победитель предпоследних в стране губернаторских выборов. Потапенко и Кулаков – эмиссары Кремля из числа силовиков.

По мнению экспертов, все потерявшие президентское доверие главы регионов допустили управленческие ошибки, но в разных сферах. В Орловской и Воронежской областях это были экономические просчеты. Псковский губернатор не мог наладить отношения с местными элитами. Глава НАО плохо организовал думские выборы в 2007 г.: в его регионе «Единая Россия» набрала самый низкий процент голосов по стране – 48,78% (возможны и другие претензии – в НАО большую роль играет раздел нефтяных доходов, а также вопрос объединения с Архангельской областью).

Более того, очевидно, что эти отставки готовились заранее и они не будут последними – серьезные управленческие проблемы есть и в других регионах, ротация выглядит необходимой.

Но так же очевидно, что эти отставки поданы в рамках борьбы с экономическим кризисом. Это сигнал остальным губернаторам (ну-ка, парни, быстро соберитесь) и населению (центр следит за ситуацией в регионах и готов увольнять неэффективных начальников).

Правда, критерии эффективности остаются неясными и непубличными. Утвержденные еще в 2007 г. 43 критерия эффективности губернаторов толком не работают – публичной оценке на их основе еще ни один начальник не подвергался. Губернаторам придется тяжело.

Нет сомнений в том, что они воспримут сигнал. Но что делать, по-прежнему непонятно. В рамках существующей системы они полностью политически и почти полностью финансово зависят от Москвы. В то же время губернаторы ближе к населению, и народное недовольство выплеснется прежде всего на них. Пока еще губернаторы не стали виновниками всех экономических неурядиц в глазах местных жителей. По данным «Левада-центра», рейтинг одобрения их деятельности с сентября по январь снижался так же, как у премьера, и медленнее, чем у правительства и президента.

Инициатива наказуема. В условиях неясности критериев эффективности корректировка федеральных антикризисных мер или свои ноу-хау могут как вознести губернатора, так и стать причиной отставки.

Понятно, что центр вряд ли рискнет отправлять в отставку в кризис руководителей системообразующих доноров бюджета – Москвы, Петербурга, Татарстана, нефтегазовых сибирских регионов или уральских областей, где сосредоточены десятки моногородов. Это возможно лишь в случае массовых протестных акций.

Зато под ударом окажутся главы относительно небольших и, возможно, относительно успешно справляющихся с кризисом республик, краев и областей, которые будут слишком настаивать на необходимости сбалансировать региональную политику и учитывать экономические и социальные особенности их регионов при выделении федеральной помощи.

Неясными остаются и критерии назначения новых глав регионов. Отчасти можно говорить о постепенной замене элиты Дмитрием Медведевым. Правда, кладезем кадрового резерва неожиданно оказывается Минсельхоз (Алексей Гордеев отправлен в Воронеж, его зам Александр Козлов – в Орел, а еще при Путине другой зам Сергей Митин стал губернатором Новгородской области). Что ж, в кризис надо быть ближе к земле.