От редакции: Упразднение милости
Проститься с писателем и общественным деятелем Анатолием Приставкиным вчера пришли тысячи москвичей. Дмитрий Медведев и Владимир Путин выразили соболезнование родным покойного. Хочется верить, что это не дежурный жест руководителей страны, а знак уважения к делу первого и единственного председателя комиссии по помилованию при президенте. После упразднения комиссии в 2001 г. институт помилования в России практически перестал работать, он нуждается в скорейшем реформировании.
Созданная в 1992 г. комиссия во главе с Приставкиным за годы своей работы рекомендовала досрочно освободить, или сократить сроки, или улучшить условия содержания тысяч осужденных: 2726 – в 1992 г., 4988 – в 1995 г., 7418 – в 1999 г., 12 834 – в 2000 г. В марте 2001 г. Владимир Путин распустил комиссию, а процедура рассмотрения заявлений усложнилась. Прошения заключенных сначала рассматривают региональные комиссии по помилованию во главе с губернатором. Они отказывают 85–90% заявителей. Ходатайство губернатора удовлетворить прошение о помиловании должны одобрить в Кремле. До 2004 г. их рассматривало управление президента по вопросам помилования. Во время реформы кремлевской администрации в 2004 г. и его распустили, а работу по помилованию передали управлению по обеспечению конституционных прав граждан. С тех пор число помилованных в стране стремительно падало. В 2002 г. Владимир Путин помиловал 194 человека, в 2004-м – 72, в 2005 г. – 42, в 2006 г. – всего девять, в базе президентских указов за 2007 г. на сайте kremlin.ru не найдено ни одного (!) о помиловании, за 2008 г. Владимир Путин помиловал одного человека.
Те, кто считает сокращение числа помилованных оправданным, утверждают, что времена «поточного милосердия» комиссии Приставкина прошли. Они напоминают, что по сравнению с 1990-ми гг., когда многие осужденные сидели по статьям советского Уголовного кодекса, ситуация изменилась. Они ссылаются также на зарубежный опыт, в частности американский, где глава государства лишь изредка милует осужденных.
Действительно, с 2004 г. некоторые деяния (например, мелкая кража) не влекут уголовного наказания, облегчена и процедура условно-досрочного освобождения. В начале 2000-х по сравнению с 1990-ми число заключенных сокращалось, но недолго.
Число осужденных к лишению свободы в 2004–2006 гг. выросло с 257 000 до 326 563 и лишь в прошлом году снизилось до 312 376, а средний срок наказания увеличился с трех лет в 2004 г. до 3,5 в 2007-м. Суды удовлетворяют свыше 90% ходатайств следствия о содержании под стражей. Тюремное население России выросло с декабря 2004 г. по май 2008 г. на 17% – с 763 000 до 895 000.
Ссылки на зарубежный опыт не вполне корректны. Во Франции, где при населении в 63,8 млн человек за решеткой находятся 60 400 человек, Николя Саркози в 2007 г. помиловал около 350 человек. До этого Жак Ширак ежегодно накануне Дня взятия Бастилии миловал 3000–3500 осужденных. В США право заменять осужденному смертную казнь другим наказанием, освобождать его или сокращать тюремный срок имеет не только президент, но и губернаторы штатов, потому что штаты имеют свое уголовное законодательство. Так же и в федеративной Германии – миловать уполномочены высшие должностные лица земель. В России передача функции помилования в ведение губернаторов бессмысленна: у нас единое уголовное законодательство. В региональные комиссии попали в основном бывшие сотрудники судов или силовых структур, требовать от которых милосердия довольно сложно.
Помилование не может быть системой, по сути своей это исключение из правил. Давать такие советы президенту должны люди, обладающие настоящим моральным авторитетом в обществе. Но это не значит, что исключений должно быть мало, особенно если правила несовершенны.