От редакции: Пол политики
Политика и госуправление становятся все более открытыми для женщин. Технический прогресс позволяет им меньше заниматься домашними делами. Многие инвестируют свободное время в образование. Это позволяет женщинам прибавлять к обаянию и эмоциональному восприятию острых проблем знания и профессионализм, успешно конкурировать с мужчинами за посты министров и депутатов.
В германском бундестаге женщины занимают 29% мест в парламенте, в Швеции – почти половину, 43%. Маргарет Тэтчер, Ангела Меркель, Тарья Халонен (Финляндия), Гру Харлем Брунтланд (Норвегия) управляли и управляют странами, Сеголен Руаяль на равных боролась за президентский пост во Франции. В Великобритании, Франции и скандинавских странах уже не удивляются, когда женщины возглавляют «мужские» ведомства: спецслужбы, министерства обороны и внутренних дел.
Но роль женщин в политике в последние 20–25 лет выросла не только в Европе, но и в странах, где их активность сдерживалась религиозной традицией и обычаями. Эллен Джонс Серлиф победила в 2006 г. на президентских выборах в Либерии, убитая террористом Беназир Бхутто могла вернуться к власти в Пакистане. После свержения диктатуры Фердинанда Маркоса на Филиппинах в 1986 г. президентский пост занимали помимо мужчин Корасон Акино и Глория Арройо. В Латинской Америке женщины также все чаще выигрывают у соперников-мачо борьбу за высшие государственные должности. Кристина Фернандес стала президентом Аргентины в декабре 2007 г., причем ее соперницей была еще одна женщина – Элиза Каррио. Мишель Бачелет – разведенная мать троих детей, эмигрантка и дочь казненного Пиночетом генерала – победила в 2006 г. на президентских выборах в Чили, где сильны симпатии к экс-диктатору и католические традиции. Аргентина и Чили не исключение: Мирея Москосо была президентом Панамы, Виолетта Чаморро – Никарагуа. В Перу на выборах 2006 г. была близка к успеху Лурдес Флорес.
Женщины приходят во власть разными путями. В последние годы громкое имя мужа или отца играет все меньшую роль. Даже в странах, где люди привыкли надеяться на государство, они устают от сильной руки и хотят, чтобы отца нации заменила мать, которая сделает власть более человечной.
Они надеются, что женщина уделит больше внимания повседневным проблемам простых граждан – сократит безработицу, повысит социальные пособия, снизит цены на жилье, сделает доступным качественное здравоохранение и образование.
Во многих европейских странах политическое пространство для женщин закреплено законодательно. Во Франции партия обязана отдать прекрасному полу 50% избирательного списка. Женские квоты есть и в парламентах других стран.
В России число женщин в высших эшелонах власти невелико. Отчасти это наследство 1990-х гг., когда жесткая политическая борьба совпала с ликвидацией неформальных квот на представительство слабого пола в органах. Но и недавно – в 2005 г. – поправки в избирательное законодательство, предлагавшие закрепить 30% мест в предвыборных партсписках за женщинами, не встретили поддержки Госдумы. Это неудивительно: подавляющее большинство депутатов – мужчины. Однако прогресс налицо: в 3-й Думе (1999–2003 гг.) было всего 33 женщины, в 4-й (2004–2007 гг.) – 43, в нынешней уже 60. В составе правительства после длительного перерыва появились сразу два министра-женщины. Что же, видимо, общество пока не сформировало четкий запрос на «женскую» политику. Не случайно, что единственная женщина-губернатор Валентина Матвиенко заявила в прошлом году: «Я точно знаю, что преемником не будет женщина».
Пока россияне неоднозначно относятся к расширению влияния женщин на политику. 37% опрошенных «Левада-центром» полагают, что рост числа женщин на ответственных постах делает социальную политику государства более гуманной. Однако 34% респондентов против выдвижения женщины в президенты, 32% готовы проголосовать за кандидата-женщину, остальные 34% не определились с ответом.