$2500 за мечту
«Я часто обращаю внимание на целые семьи, которые ездят на двухколесном транспорте: отец сидит на рулем, ребенок стоит перед ним, а супруга с младшим ребенком сидит сзади», – говорит Ратан Тата, председатель совета директоров индийской Tata Motors. Со вчерашнего дня такие семьи – самые желанные покупатели для его компании. За 100 000 рупий (около $2500) они могут пересесть со скутера на автомобиль – 4-дверный хетчбэк длиной 3,1 м, шириной 1,5 м и высотой 1,6 м с 2-цилиндровым инжекторным двигателем 0,623 л. На 1 л бензина этот автомобильчик может проехать 20 км (т. е. расход на сотню – всего 5 л), заявили на презентации представители Tata.
Вокруг павильона, где вчера проходила презентация Tata Nano, толпились сотни людей и ажиотаж больше подошел бы для церемонии вручения «Оскара», передал с места событий корреспондент Reuters. «Мечта становится реальностью. Моя жена будет действительно счастлива», – говорит констебль из Дели Ашок Сингх. «Мы не можем сделать более дешевую машину», – признается Синдзо Наканиси, управляющий директор Maruti Suzuki India, ценовой рекорд которой (ее модель 25-летней давности продается вдвое дороже) вчера побила Tata.
Tata рассчитывает продавать 500 000 Nano в год не только в Индии, но и в Юго-Восточной Азии и Африке («АвтоВАЗ» в 2007 г. продал 770 000 автомобилей). В этом году цена нефти уже перевалила за $100 за баррель. Интересно, какова будет ее цена, если ежегодно 500 000 семей, которым до сих пор были доступны лишь два колеса, будут пересаживаться на четыре?
«Думайте масштабно, действуйте уверенно», – говорил Тата в прошлом году, выступая перед выпускниками Индийского технологического института. Теперь у конкурентов, только готовящихся создать дешевые автомобили, есть повод позавидовать и масштабу, и уверенности Таты.
А он тем временем вполне может рассчитывать на автомобильный «Оскар».