От редакции: Рыцари прописки
Профессиональный праздник той или иной службы правоохранительных органов или рода войск не просто день, когда сотрудники приходят на работу в парадной форме, а начальники поздравляют коллег и награждают отличившихся. Это символическая дата, которая указывает на правопреемство неоднократно переименованных, но блюдущих традиции служб. Работники паспортно-визовой службы (ПВС) МВД накрывали столы вчера. Руководство МВД установило им профессиональный праздник 27 декабря: в этот день в 1932 г. Центральный исполнительный комитет СССР издал постановление “Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов”. До этого граждане имели разные удостоверения личности, что затрудняло их учет по месту жительства и перемещение по стране. Однако для авторов постановления важнее единообразия были другие цели: “разгрузки городов, рабочих поселков и новостроек от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов”. Паспорта вводились только в городах, что превратило советских крестьян, не имевших паспортов до 1950-х гг., в крепостных.
С тех пор прошло 75 лет. Некоторые одиозные положения советской паспортной системы – многочисленные запретные зоны и закрытые города, драконовская система прописки в Москве – отменены. 27-я статья Конституции РФ, как и основные законы США, Франции или Германии, гарантирует право каждого гражданина России (и иностранца, законно находящегося на ее территории) свободно передвигаться и выбирать место жительства. Однако, по данным ФОМ, почти две трети россиян не могут ответить, соблюдается ли это право, 26% считают, что да, а 9% полагают, что нет. Почему? На место прописки пришла крайне запутанная процедура регистрации. В некоторых регионах у граждан России требовали платы за регистрацию в купленных на новом месте жительства квартире или доме, визовые службы не регистрировали офицеров и их семьи до получения служебной жилплощади. Для обычных граждан отсутствие регистрации – настоящее бедствие, даже если забыть об унизительных проверках документов на улицах. Незарегистрированным россиянам трудно получить работу, оформить медстраховку, устроить детей в школу и сад. Прокуратура и суды (вплоть до Конституционного) отменяют незаконные правила, однако чиновники ПВС быстро сочиняют новые. Из-за них одни граждане России теряют часы в очередях, другие унижаются и суют денежные купюры милиционерам, а третьи опасаются менять место жительства. А ведь низкая мобильность населения препятствует экономическому росту.
Отменять регистрацию по месту пребывания или разрешать оформлять кредит по предъявлении годовых квитанций об уплате налогов и квартплаты, как это делается в Великобритании, в России пока рано. Неясно, впрочем, что мешает внедрить вслед за большинством развитых стран уведомительную систему регистрации собственных граждан. Возможно, для начала стоит изменить дату профессионального праздника ПВС, чтобы ее сотрудники перестали чувствовать себя рыцарями прописки.