С кем воюет Россия – с Украиной или c Западом
Массовое сознание постепенно привыкает к гибридности всего происходящегоЭто война мировая, война с главным нашим противником. Его называют то Запад, то НАТО, то США, считая это синонимами. Многие прямо именуют эти события уже идущей Третьей мировой
Наше общественное мнение в последние месяцы демонстрирует высокую степень согласия с мнением руководства и, главное, стремление к такому согласию, особенно во внешнеполитических делах. В ходе опросов респонденты – это видно – стремятся выбрать ответы, которые совпадают с позицией руководства, как они ее понимают. (Не стоит думать, что это происходит из страха быть наказанными за нелояльность. Те же респонденты готовы выбирать остро критические ответы, когда им задают вопросы о состоянии экономики, уровне жизни и т. п.).
Россияне сейчас испытывают стремление, нужду объединить свои воления с государственной волей по вопросам державного значения: в феврале одобряли деятельность Путина 86%, присоединение Крыма – 84%. Но не всегда эта высшая воля, с которой хотят совпасть, всеми одинаково угадывается. Бывает, она сама еще не определилась, бывает, не получила еще однозначного выражения или однозначной интерпретации. В таких случаях возникают нестыковки и коллизии в ответах массовых групп населения. Так, 34% согласны с мнением, что «между Россией и Украиной идет война». Однако это получается странная война, в которой не понятно, кто воюет с российской стороны, ибо лишь 26% россиян решаются сказать, что на территории Украины находятся российские войска. 45% заявили, что отнеслись бы положительно, если бы узнали, что «кадровые российские военные воюют в рядах ополченцев». Значит, война идет, наши в ней так или иначе участвуют, но чья это война – украинцев между собой или наша с Украиной, ясности нет.
К этакой гибридности всего происходящего как черте времени массовое сознание постепенно привыкает, но многие по-прежнему пытаются не путаться в противоречиях политической игры, как ее отражают хитрецы-обозреватели на телеэкранах, а идти к сути вещей. Не в массовых опросах, а в более интимной ситуации фокус-групп все чаще звучит мнение, что эта война не с Украиной и украинцами, зачем они нам! Это война мировая, война с главным нашим противником. Его называют то Запад, то НАТО, то США, считая это синонимами. Многие прямо именуют эти события уже идущей Третьей мировой.
Говорится это без драматизма, часто с довольной улыбкой. Ведь говорящим кажется, что в этой войне успех явно на нашей стороне – и в истории с Грузией, и в истории с Украиной. И та и другая при таком подходе не являются настоящими противниками. Поэтому и отношение к ним может не быть плохим. Так, к Украине, с которой, как видят более трети россиян, идет война, лишь 27% относятся «плохо», столько же – «безразлично», а 40% – просто «хорошо». (Большая получается колонна, если столько народу хорошо относятся к военному противнику, а 27% поддерживают «массовые акции протеста против российского вмешательства во внутренние дела Украины».)
Итак, война идет с Западом. Но и в этой откровенной мысли все равно таится очередная гибридность. Потому что и с этим противником, именуемым «США и другие страны Запада», надо, как полагают подавляющие 66% (вот уж колонна так колонна!), «налаживать отношения».
Автор – руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»