Политическая проблема больших расходов на оборону
Влияние российских силовиков в принятии экономических решений слишком великоУ нас в стране сложилась ситуация, в которой силовики представлены в управлении страной, косвенно или прямо, совершенно непропорционально нормальной роли силовых структур
Есть проблемы экономической политики, которые могут быть решены на уровне министерства. Другие требуют усилий нескольких ведомств и, соответственно, решаются на уровне премьер-министра. Однако есть проблемы, которые выше не только уровня премьера, но и уровня президента с парламентом, и не всякая политическая система может с ними справиться.
Вот конкретный пример. Проблема состоит в том, что наша страна тратит слишком много денег на вооруженные силы и обеспечение безопасности, но конкретная конфигурация политической системы устроена так, что нет никакого способа изменить ситуацию: влияние силовиков в принятии экономических решений слишком велико.
Кстати, я далек от мысли в чем-то обвинять самих военных или сотрудников спецслужб. Для каждого ведомства это только естественно – считать свое направление самым важным и требовать, чтобы именно на нем было сосредоточено внимание. Это дело политической системы – быть устроенной так, чтобы не военным и не спецслужбам приходилось решать вопрос о том, сколько нужно денег потратить на их нужды и сколько – на нужды другие. Не случайно, что в большинстве развитых стран министр финансов – значительно более важная и влиятельная фигура, чем министр обороны и тем более руководители органов безопасности.
У нас в стране сложилась ситуация, в которой силовики (военные и органы безопасности) представлены в управлении страной, косвенно (через бывших сотрудников) или прямо (через решения, принимаемые, например, Советом безопасности), совершенно непропорционально нормальной роли силовых структур. Представьте, например, что аналогичное представительство было бы, скажем, у выходцев из системы здравоохранения и они определяли бы экономическое развитие страны исходя из своих – безусловно, важных – приоритетов. Абсурдно, правда?
Все это было бы абстрактной теорией, если бы не печальный пример из нашей собственной истории. В 1980-е гг. наша страна тратила чуть ли не четверть ВВП на расходы, связанные так или иначе с обороной. На «внутреннюю безопасность» тоже расходовались огромные средства и немалый человеческий ресурс. Уже тогда было хорошо понятно, что экономика не может существовать таким образом: расходы на оборону, непроизводительные по смыслу и ничего не добавляющие к благосостоянию граждан, отвлекают ресурсы от производительных отраслей. Это было понятно экономистам и – на словах – политикам, но представительство военных, военной промышленности и спецслужб в руководстве страны было так велико, что никаких решений о реальном сокращении расходов и смене приоритетов так и не было принято. Основное сокращение военных расходов произошло «по факту» – в связи с экономической катастрофой, приведшей к распаду СССР.
Этот пример не означает, что нашу страну обязательно ждет такая же участь, как СССР. Однако пример того, что страна, тратящая слишком много на оборону и безопасность, может развалиться в отсутствие внешней угрозы, надо иметь в виду.
Автор – профессор факультета экономики НИУ «Высшая школа экономики»