Мы все разговариваем по телефону, и никто не боится, что его голос запишут
Биометрия безопасна с точки зрения защиты персональных данных и не входит в конфликт с текущим укладом жизни – люди сами публикуют свои фотографии и видео в интернете, считает Центробанк. Но есть и сложности – нужно соблюсти баланс между высокими требованиями к безопасности и стоимостью оборудования
– За первые шесть месяцев регистрацию могут пройти сотни тысяч человек.
– В России это можно будет оценить, когда услуги начнут оказываться удаленно. По данным J’son & Partners Consulting, к концу 2020 г. 86% смартфонов на мировом рынке будут иметь встроенные биометрические сенсоры. Это логичный вектор развития: если есть возможность получать услуги с использованием биометрических данных, этим стоит пользоваться.
– В чем барьер? Мы активно пользуемся сервисами, которые подразумевают применение биометрии. Мы оставляем отпечаток пальца на своих смартфонах. Мы все разговариваем по телефону, и никто не боится, что его голос запишут. Люди сами публикуют свои фото и видео в интернете. При удаленной идентификации у человека не запрашивают ничего из того, чего бы он сам не публиковал ранее или не использовал при взаимодействиях с организациями и госорганами. В любом случае данные будут собираться только с согласия клиентов.
– Безопасность будет обеспечиваться за счет криптографической защиты информации и каналов передачи как биометрических данных, так и другой информации. А система хранения данных устроена так, что персональные данные человека не находятся в той же системе, что и биометрические. Для первых есть ЕСИА, для вторых – ЕБС. Биометрические данные будут храниться в обезличенной форме.
– Эти вопросы сейчас в работе.
– Это сложная многофакторная модель. Согласно расчетам самих банков, в среднем они тратят около 1000 руб. на идентификацию клиента в отделении или через курьера. Эта сумма включает расходы и на оплату труда операциониста, и на аренду или содержание офиса, бумагу и т. д. При удаленной идентификации банк будет тратить в 3–4 раза меньше, основные расходы придутся на получение информации о человеке от ЕБС (согласно проекту приказа Минкомсвязи стоимость запроса составит 200 руб. – «Ведомости»). Расходы банков на оборудование будут окупаться за счет вознаграждения от оператора системы за сбор данных.
– При разработке требований к сбору биометрии мы учитывали и то, что на рынке работают банки с различными бизнес-моделями, и в целом тенденцию сокращения отделений банков. Поэтому первичную регистрацию можно будет пройти не только в отделении.
– Расходы будут зависеть от требований к оборудованию и условиям для сбора биометрии, согласованных со всеми сторонами. Это будет разумная цена для любого банка.
– Это компромисс. С одной стороны, мы должны обеспечить высочайший уровень безопасности. Требования согласуются с несколькими ведомствами, в том числе ФСБ, Минкомсвязи и др. С другой стороны, нужно учитывать стоимость оборудования и она должна быть адекватной. Банки смогут сами выбирать марки и модели.
– Проводится разработка и тестирование ЕБС с участием банков, тестируется клиентский опыт и взаимодействие информационных систем. Клиентский опыт очень важен – пользоваться системой должно быть легко.
Чтобы проект запустился с 30 июня, нужно сделать очень многое и в правовом плане, и в технологическом. Необходимо разработать 19 нормативных актов, из которых уже изданы два. Банкам нужно закупить оборудование, обучить сотрудников. Сроки очень сжатые.-