Сорен Хезе: «Sprinter Classic останется в России надолго»

Руководитель подразделения коммерческих автомобилей Mercedes-Benz в России рассказывает о перспективах рынка и местном производстве
Вице-президент Mercedes-Benz Russia Сорен Хезе
Вице-президент Mercedes-Benz Russia Сорен Хезе / Е. Разумный / Ведомости

– Любое развитие – как наше, так и страны в целом – задает определенные индикаторы. Например, посмотрим на цены на топливо. Страдаем не только мы, страдает та же Венесуэла. Это глобальная проблема. И когда я сказал, что 2016 год будет непростым, то так и оказалось. Но у нас есть определенная модель поведения: концерн может поддержать тот или иной локальный рынок за счет других – тех, кому чуть легче. За счет этой компенсации мы можем выживать. Эта бизнес-модель доказала свою практичность и свое существование. Так мы работали в 2015 г., так будем жить и дальше. Но грядет 2017 год. А это 100-летний юбилей Октябрьской революции, затем будет чемпионат мира по футболу... Так что наш прогноз достаточно оптимистичный, и я верю, что рано или поздно кризис закончится. Я был недавно в «Сколково», общался с разными людьми и понял, что не один так думаю.

Daimler не ошибся с решением наладить в России производство легкого коммерческого автомобиля Mercedes-Benz Sprinter Classic. Его выпуск начался в 2013 г. в Нижнем Новгороде на мощностях ГАЗа. Ранее Sprinter Classic поставлялся в Россию из Аргентины, и решение о переносе производства компания объясняла тем, что емкость российского рынка больше, а сама модель оптимальна для наших условий. За счет локальной модели немецкая компания рассчитывала увеличить долю в России в 2–4 раза. Так и произошло. Вот только сам рынок сократился почти вдвое: в 2013 г. рынок новых LCV в России, по данным «Автостата», составил почти 165 000 автомобилей, доля Mercedes-Benz – 3,3%; по итогам 2015 г. рынок уменьшился до 92 408 шт., а доля немецкой марки почти утроилась – 9,6%. Локализация Sprinter Classic, в которой участвует производственный партнер Daimler – группа ГАЗ (помимо сборки LCV выпускает для немецкого автомобиля двигатели, штампованные изделия и проч.), также помогает сдерживать рост цен, несмотря на серьезную девальвацию рубля.

О том, как легкие коммерческие автомобили Mercedes-Benz чувствуют себя на российском рынке и каковы перспективы этого рынка, «Ведомостям» рассказывает вице-президент и руководитель Mercedes-Benz Vans в России Сорен Хезе.

– В 2015 г. ваши легкие коммерческие автомобили чувствовали себя в России лучше рынка и удивляли ростом продаж в отдельные периоды, несмотря на общее падение спроса. Однако в октябре прошлого года ваши продажи тоже начали падать, в декабре они упали на 70%, в то время как рынок в целом сократился на 46%. А в январе 2016 г. ваши продажи упали вдвое меньше, чем по рынку в целом. Почему такая динамика, почему такой провал осенью?

– Кризис к тому времени длился уже второй год, рынок малотоннажных автомобилей сильно просел и в целом по году сократился на 31,5%. Тяжелая экономическая ситуация у клиентов, непростая – у дилеров... Мы, естественно, стараемся прогнозировать продажи. Исходим из того, что в I квартале они самые слабые, во II квартале – относительно неплохие, а в III–IV кварталах – самые высокие. Но в то же время нужно понимать, что сейчас рынок непрогнозируемый, стагнирующий. С одной стороны, нам нужно выполнить план продаж. С другой – есть определенный потолок возможностей. Мы также должны учитывать, что в России есть два предприятия, в Нижнем Новгороде и Ярославле, где работают наши сотрудники и у них должна быть постоянная работа. Летом мы понимали, что нам нужно хорошо продавать, и мы сделали очень интересную сезонную кампанию. Это был пик. Но мы понимали, что осенью продажи уже не будут такими головокружительными. В целом мы считаем, что показали в 2015 г. неплохой результат: наши продажи в России упали всего на 16,8%, мы смогли увеличить долю на рынке. С одной стороны, мы коммерческое предприятие и пришли сюда зарабатывать деньги. Это не секрет. С другой стороны, мы должны быть реалистами. Мы анализируем ситуацию и понимаем, что нужно кое-что приготовить к тому времени, когда кризис закончится. Когда это произойдет? Может, это будет 2017 год, а может, и 2018 год.

– А как у вас изменилась структура продаж?

– Она не сильно изменилась. Пользуются популярностью цельнометаллические фургоны, но основные продажи – это микроавтобусы.

Как и в 2015 г., мы будем продвигать, например, корпоративный автобус Mercedes-Benz Sprinter Classic 16 + 1. Почему? Все больше россиян проводят отдых в России. Соответственно, больше возможности куда-то уехать большой компанией – в горы, на море. Мы понимаем, что в связи с растущим курсом валют спрос на немецкий Sprinter будет снижаться, но возрастут продажи Sprinter Classic. Это нас не сильно удивляет и не сильно пугает, честно говоря. Мы достаточно открыты и умеем изменяться в зависимости от ситуации. И 2015 год показал, что так есть на самом деле.

Мы достаточно активно работаем и с нашими дилерами, которые говорят, что действительно нужно клиентам. Мы в очень тесной кооперации с группой ГАЗ. И мы очень благодарны нашим партнерам, которые также оперативно реагируют на наши предложения и идеи. И конечно, наши кузовопроизводители (занимаются переоборудованием цельнометаллических фургонов. – «Ведомости»), которые пришли к выводу, что нет ничего статичного, что нужно быть гибкими. Например, в прошлом году мы выпустили на рынок более восьми переоборудованных автомобилей, включая мобильные кухни, магазины на колесах, рефрижераторы. Также мы активно работали с покупателями, которым нужна узкоспециализированная продукция.

– Из-за девальвации рубля цены на автомобили в России растут чуть ли не ежемесячно. Как они увеличились у вас?

– Если говорить о локально выпускаемых машинах, то у нас есть определенная стратегия. Чтобы быть более независимыми от меняющегося курса валют, мы должны повышать локализацию Sprinter Classic. Но быстро это не сделать. Поэтому в 2015 г. мы разработали определенный план. Первое – не паниковать, не прыгать из окна в случаях нового пика валютного курса. У нас есть определенные цели по продажам, и по ценам в том числе. Поэтому в прошлом году мы только дважды пересматривали цены – весной и в конце года. И такой же стратегии – спокойной стратегии – мы будем придерживаться в этом году.

– Перед встречей посмотрел ваши актуальные прайс-листы и сравнил сегодняшнюю цену Sprinter Classic с той, что была при начале его выпуска в России. Так вот с 2013 г. машина в минимальной комплектации подорожала на 25%. С учетом уровня девальвации это немного. Вы намеренно сдерживаете рост цен, чтобы стимулировать спрос? Не с этим ли связан рост ваших продаж в отдельные месяцы 2015 г., несмотря на общее падение рынка?

– Есть две главные причины популярности Sprinter Classic – это его стоимость и функциональность. И третье качество: продавая автомобиль со звездой, мы гарантируем, что он достаточно хорош, как и любой другой автомобиль Mercedes-Benz. Я стоял у истоков этого проекта и с самого начала регулярно встречаюсь с сотрудниками послепродажного обслуживания, департаментами качества на заводах; мы постоянно контролируем всю выпускаемую с конвейера продукцию. Мы очень педантично подошли к выбору локальных поставщиков. Никаких компромиссов – только то, что удовлетворяет нас и соответствует требованиям концерна. Сейчас локализация чуть больше 40%, и мы довольны тем качеством, что сейчас есть. И мы очень благодарны группе ГАЗ, которая растет вместе с нами. Скорость и гибкость кузовопроизводителей позволяют нам меньше чем за три месяца предоставить именно тот автомобиль, который нужен нашему клиенту. Мы здесь же разрабатываем, продумываем все до мельчайших подробностей – не нужно никуда ничего отправлять или дополнительно согласовывать. Тем самым мы также можем привлечь наших клиентов.

– Вы смогли по итогам 2015 г. получить прибыль в России?

– Простите, не буду это комментировать.

– А когда планируете выйти в плюс? Почему я именно так спрашиваю – президент Renault-Nissan Карлос Гон, к примеру, не раз говорил, что сейчас в России все автопроизводители получают убытки. Какова ваша стратегия?

– Давайте взглянем на рынок. В 2012 г., когда мы только обсуждали проект производства Sprinter Classic в России, рынок выглядел несколько иначе, чем сейчас. Мы потеряли объемы продаж, да и спрос на LCV в принципе сейчас неважный. Что делать? Можно выводить новые модели, можно что-то еще придумать. Всегда есть какие-то пути. Мы как автопроизводитель задаем себе следующий вопрос: верим ли мы, что кризис закончится? Да, верим. Видим ли потенциал в России? Да, видим. В России есть различные госпрограммы поддержки, тот же утилизационный сбор – когда мы начинали со Sprinter Classic, такого еще не было. И в принципе, если мы выходим на рынок, значит, верим в его перспективы. Россия – страна большая, перевозки здесь – традиционная история, поэтому наши микроавтобусы будут всегда нужны. Именно поэтому начиная с января мы производим здесь двигатели «Евро-5», хотя понимаем, что сейчас для этого не самое лучшее время. Но мы, как российский производитель, считаем, что это нужно делать, и мы это делаем.

– Проектная мощность вашего производства Sprinter Classic на мощностях ГАЗа в Нижнем Новгороде – 25 000 машин в год. Насколько сейчас оно загружено? Когда планируете выйти на проектные показатели?

– Может быть, это прозвучит скучно, но скажу: дайте мне рынок, дайте мне спрос и я вам гарантирую продажи. Если бы на рынке ежегодно продавались сотни тысяч LCV, а наша доля составляла 10% и больше, то тогда действительно можно было бы говорить о 25 000 машин в год. Но будем реалистами. Мы ответственное предприятие и хотим, чтобы для всех наших партнеров мы были компанией, которой доверяют и с которой хотят работать. Есть и социальные обязанности – мы должны обеспечивать работой занятых в производстве автомобилей сотрудников. Кроме того, мы должны задавать определенный уровень производства.

– А в каком режиме сейчас работает производство Sprinter Classic? «АвтоВАЗ», к примеру, чтобы не допустить сокращений, сократил рабочую неделю. У вас такой же подход или вы идете по пути оптимизации штата?

– В 2013 г. мы работали пять дней в две смены, сейчас мы не можем обеспечить такую загрузку, хотя пятидневка сохраняется. Есть определенные механизмы сотрудничества с нашими партнерами. В конце каждого года мы предоставляем им план производства на следующий. Если что-то происходит экстраординарное, я всегда могу взять трубку и позвонить тому или иному руководителю и мы можем договориться. Если мы будем очень жестко придерживаться договоренностей и контрактов, то быстро прогорим. И в этом плане мы очень благодарны группе ГАЗ, которая достаточно гибко реагирует на наши потребности.

– Группа ГАЗ помогает вам в локализации Sprinter Classic: вслед за контрактным выпуском ваших двигателей компания начала осенью 2015 г. поставлять вам штампованные компоненты...

– Несколько лет назад глава Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнинвег сказал, что уровень локализации достигнет 60%. Для нас эта цель сохраняется. Несмотря на кризис и падение продаж, мы понимаем, что дальнейшая локализация – наша палочка-выручалочка в будущем. Сейчас у нас локальные штампованные кузовные детали, пластиковый бампер и проч. Но нам нужны поставщики, которые способны в течение длительного времени обеспечивать качество производства. При этом они должны получать удовольствие от нашей кооперации, т. е. деньги. Мы многое требуем, но и многое даем. И конечно, должен быть спрос.

– В новое штамповочное производство, созданное на ГАЗе в том числе для нужд Mercedes-Benz, было вложено 3,9 млрд руб. Это были совместные инвестиции? Так, к примеру, вы поступили при строительстве окрасочной камеры на ГАЗе, которую используете вы и ваш партнер.

– Не хотел бы вдаваться в детали контракта с группой ГАЗ. Давайте исходить из того, что это долгосрочное партнерство и нет ни одного партнера в проигрыше. Группа ГАЗ знает наши планы, мы обеспечили полностью техническую поддержку и предоставили все, что от нас зависело. Никто из нас не жалеет, что было сделано.

– А можно ли ожидать появления на мощностях группы ГАЗ новых моделей Mercedes-Benz?

– Я начинал свою работу [в Mercedes-Benz] в 2005 г. в Китае, и тогда мы локально производили в этой стране автомобили С- и Е-классов. И если бы меня тогда спросили, будем ли мы там же выпускать А-класс, GLK и другие модели, я бы не ответил. А они сейчас там производятся. Многое зависит от рынка, спроса, возможности предложить привлекательные цены. Сейчас, скажем так, чуть-чуть не то время, чтобы говорить о расширении производства. Но смысл об этом думать есть.

– До какого года планируете выпускать Sprinter Classic? Каков потенциал у модели?

– Опять же вернемся в Китай. Там по-прежнему пользуется популярностью седан Volkswagen Santana, который производился в Европе в 80-е гг. прошлого столетия. Того же я бы пожелал и Sprinter Classic. Пока он может гарантировать неплохую долю рынка, пока мы соответствуем техническим и законодательным требованиям в России, пока мы можем повышать уровень локализации и в целом технически совершенствовать Classic, нам это доставляет удовольствие, у нас есть клиенты – мы будем это делать. И я не могу вам сказать, что, к примеру, в 2020 г. мы скажем: «Все, стоп». Потому что у нас есть партнер, у нас есть поставщики и мы должны учитывать эти факторы. Да, конечно, может, снаружи Sprinter Classic и кажется морально устаревшим, но то, что скрывается внутри, – это совсем другое. Это современный автомобиль, адаптированный под российские условия. На всех наших автомобилях, в том числе Sprinter Classic, устанавливается самая новая электронная система стабилизации ESP 9i, которая включает в себя порядка 10 различных систем, повышающих стабильность и безопасность движения. Также согласно законодательству начиная с 2016 г. все наши маршрутные и туристические автобусы оборудуются системой вызова экстренных служб при авариях «Эра-Глонасс». Sprinter Classic останется в России надолго.

– Раз вы будете и дальше развивать этот проект, то планируете ли увеличить экспорт Sprinter Classic? Тем более что этому способствует слабый рубль.

– Экспорт для нас привлекательная тема. В прошлом году мы начали поставки в Белоруссию и Казахстан. Но нужно учитывать несколько моментов. В первую очередь это ценовая политика, а также технические требования и ввозные пошлины. Кроме того, нужно понимать профиль основных клиентов в той или иной стране. Все это мы сейчас анализируем. Мы теоретически могли бы пойти в Индию или азиатские страны, но их ввозные пошлины настолько высокие, а технические требования настолько разнятся с российскими, что мы, наверное, не будем этого делать.

– То есть в обозримой перспективе при экспорте вы намерены концентрироваться на странах ближайшего зарубежья, прежде всего входящих в Евразийский экономический союз?

– Именно так. Таможенный союз позволяет нам достаточно свободно ввозить машины в эти страны. В Казахстане был введен утилизационный сбор, но наши планы в этой стране не поменялись, цены не были пересмотрены.

– В 2016 г. государство продлило программы стимулирования спроса на автомобильном рынке – это программы обновления автопарка, льготного автолизинга, льготного автокредитования, субсидирование закупок газомоторной техники... В каких из них вы участвуете?

– Участвуем в госпрограмме льготного лизинга, а также, как российский производитель, имеем возможность участвовать в госзакупках. Тендеры привлекательны для нас из-за того, что треть наших продаж в России – это корпоративные клиенты. Мы ценим, что государство заботится об автомобильной промышленности.

– А планируете зайти в другие госпрограммы? Например, в самую масштабную из них – программу обновления автопарка?

– Мы бы хотели более детально понять, каковы условия, правила игры для вступления. Если будем подходить по требуемым параметрам, то, конечно же, с удовольствием в них войдем – ведь это дополнительная возможность предоставить клиентам привлекательную цену.

– Новой мерой господдержки в этом году станет субсидированная закупка машин «скорой помощи». Будете в ней участвовать?

– Программа привлекательная. Но независимо от того, будет она или нет, мы продолжим продавать Sprinter Classic, переоборудованный под машины «скорой помощи».

– По вашему прогнозу, рынок может вернуться к росту в 2017–2018 гг.? Осенью 2015 г. вы прогнозировали, что рост может начаться не раньше 2016 г.