Мегаполису важна стратегия развития
Для любого города, тем более мегаполиса, важна правильная и последовательная стратегия. Санкт-Петербург живет в соответствии со стратегией экономического и социального развития, разработанной в 2013 г. и охватывающей период до 2030 г. В свое время на уровне Минрегиона России она была признана лучшим региональным документом стратегического планирования в Российской Федерации. Созданная в городе система работы власти и бизнеса включает и законодательную, и финансово-экономическую поддержку предпринимателей, компаний, инвесторов.
Петербург всегда развивался как портовый, индустриальный город, город науки. И сейчас это не просто окно в Европу, это ворота в Европу: два панъевропейских транспортных коридора, международный транспортный коридор Европа – Западный Китай, наличие портовых мощностей, усиливающийся реальный сектор экономики. В 2017 г. Петербург получил 500 млрд руб. инвестиций в основной капитал, а также более $3 млрд прямых иностранных инвестиций, что на 9,2% больше, чем за аналогичный период 2016 г. 10% научного потенциала страны сконцентрировано в Петербурге.
Моя личная история взаимоотношений с Петербургом началась в 2000 г., когда стартовал проект Кольцевой автомобильной дороги, точнее, ее восточного полукольца. И с тех пор я наблюдаю, как динамично развивается город. Сюда переезжают крупнейшие институциональные инвесторы, национальные компании переводят бэк-офисы и становятся нашими налогоплательщиками. Появились амбициозные проекты: Западный скоростной диаметр, порт «Бронка», стадион «Зенит-арена». Сейчас мы активно отрабатываем ряд новых важнейших инфраструктурных проектов. Среди них – строительство Восточного скоростного диаметра, аэроэкспресс в «Пулково» и вторая очередь реконструкции аэропорта, первый частный трамвай в Красногвардейском районе, развитие метрополитена.
В Петербурге сейчас проживает 5,3 млн человек. И это без учета городов-спутников, которые де-факто входят в нашу агломерацию Большой Петербург. Вводя ежегодно более 3 млн кв. м жилья, мы видим, что есть потенциал роста этого показателя еще как минимум в 2 раза. Не хватает двух вещей: инженерной подготовки территории и – банально – самой земли под застройку. Плюс нам здорово мешает ситуация с автомобилизацией домашних хозяйств: мы уже вышли на европейские показатели 400 автомобилей на 1000 жителей, а улично-дорожная сеть к такому количеству автотранспорта не готова. В годы нашей юности автомобиль был роскошью, а сейчас это часть городской среды. Поэтому в рамках подготовки нового генерального плана Петербурга мы стараемся учесть все факторы, решить ключевые проблемы, чтобы в итоге создать комфортную среду для жителей города и сохранить наше историческое культурное наследие.
Игорь Албин
1983–1984 гг. – рабочий в Карагандинском госуниверситете. 1984–1986 гг. – срочная служба в Воздушно-десантных войсках. 1988–1994 гг. – служба в органах внутренних дел.
1994–1996 гг. – зампредседателя правления Моссибинтербанка. 1996–1998 гг. – советник министра РФ по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ, затем – замминистра. В 1999 г. – начальник управления обеспечения доходов дорожных фондов Федеральной дорожной службы России. 1999–2000 гг. – заместитель гендиректора Российского дорожного агентства. 2000–2001 гг. – заместитель министра транспорта РФ. 2001–2004 гг. – первый замминистра транспорта РФ – руководитель Государственной службы дорожного хозяйства. С 2005 г. – работа в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. 2007–2012 гг. – губернатор Костромской области. С 2012 г. по ноябрь 2014 г. – министр регионального развития РФ. С ноября 2014 г. – вице-губернатор Санкт-Петербурга.
Три главных фактора, которые влияют на успешное взаимодействие бизнеса и власти, в частности, в области девелопмента, – это качество бизнеса, качество среды и качество законодательства. Мы идем по пути снижения административных барьеров, находясь в постоянном диалоге с бизнес-сообществом. В 2017 г. Петербург построил 3,5 млн кв. м жилья. Мы лидеры жилищного строительства в России. В том числе благодаря отсутствию административных барьеров и коррупционной составляющей, благодаря инженерной подготовке территорий, адекватным требованиям властей к бизнес-сообществу. В Петербурге застройщики могут получить исходно-разрешительную документацию в «одном окне» и в электронной форме.
Есть одна проблема, которую нам не удалось пока урегулировать, – это социальное обременение. Чтобы жизнь была комфортной, кроме жилого помещения для людей необходимо создать школу, больницу, детский сад, посадить деревья, обеспечить парковки и транспортную доступность. В идеале, конечно же, это обязательства государства или муниципалитета. Но денег, как всегда, не хватает. Поэтому нам помогает ответственный бизнес, девелоперы берут на себя возведение социально значимых объектов. Мы только в прошлом году получили в городскую казну 29 объектов социальной сферы бесплатно и безвозмездно. Это та самая комфортная среда, которую формируют сами застройщики.
Петербург – признанная культурная столица России. Здесь расположено 9300 объектов культурного наследия с охранным статусом, а если добавить исторические здания, то это 20 000 объектов. В городе работает много программ, связанных с сохранностью культурного наследия. 3700 памятников федерального значения активно финансируется по линии федеральной целевой программы, памятники регионального значения – к сожалению, не все – финансирует региональный бюджет. Вслед за Москвой мы начали программу «1 руб. за 1 кв. м», предоставляя на льготных условиях памятники, которые требуют внимания инвесторов, в частные руки из расчета арендной платы 1 руб. за 1 кв. м в год. За счет налоговых вычетов по местным налогам мы стараемся компенсировать инвестору его расходы на приведение в нормативное состояние такого памятника. Пока таких объектов 30 – важно с чего-то начать. Я думаю, что эта программа получит развитие.
Сложная задача стоит перед городскими властями и жителями города. С одной стороны, сохранить культурное наследие, доставшееся нам от наших предков. С другой – обеспечить формирование комфортной городской среды. Не допустить конфликта между будущим Петербурга и его настоящим. Мне кажется, что с участием градозащитников, институтов гражданского общества, при активной позиции петербуржцев, городских властей нам такого баланса достичь удается. Поэтому программа «1 руб. за 1 кв. м» будет работать, и это не единственная и не последняя программа. Мы открыты для новых идей, чтобы внедрять прогрессивные механизмы развития и сохранять великолепие нашего Петербурга.