Как создать вдоль МЦК удобное «спальное кольцо»
В мире практически нет аналогов развития мегаполисов по кольцамЧерез 10 лет, по оценкам властей, будет застроена территория вдоль Московского центрального кольца – 10 800 га, пригодных для использования. Развитие столь крупного транспортного проекта требует принципиально нового подхода к застройке.
Москва вместо создания полицентричной структуры, к которой пришли многие крупные мегаполисы мира (Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур), идет по принципу кольцевой структуры, образованной основными транспортными магистралями.
Решение, претендующее на уникальность. Городов, которые развиваются по кольцам и в которых мерилом уровня жизни является тот или иной радиус, практически нет. От того, что сейчас будет строиться вдоль Московского центрального кольца и как власть будет процесс регулировать, зависит, получится новое гетто или удастся создать комфортное «спальное кольцо». Современная архитектура, баланс социальных и коммерческих площадей, территория для развития и отдыха – это то, что сегодня нужно столице, чтобы спустя 20 лет не пришлось начинать программу по редевелопменту всего построенного.
Зарубежный опыт
Ожидается, что к 2025 г. МЦК будет провозить более 300 млн человек в год. Ресурс территории позволяет вдоль сформировавшихся транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) возвести более 2 млн кв. м недвижимости (по данным аналитиков Est-a-Tet, в шаговой доступности от станций МЦК уже продается почти 0,5 млн кв. м новостроек. – «Ведомости»).
Строительство новых районов вдоль МЦК перспективно с финансовой точки зрения и достаточно просто с градостроительной. Работать «в чистом поле» проще для девелопера, чем пытаться интегрировать проект в плотную городскую застройку. Обременения могут быть связаны только с наличием промышленных объектов на отдельных участках и неурегулированными вопросами частной собственности на участках вдоль путей. Зато нет жестких ограничений по инсоляции ввиду минимальной плотности застройки и жестких требований к соответствию проекта общему архитектурному ансамблю района. Из минусов – потребуются большие вложения в инфраструктуру.
Акцент на удобный общественный транспорт и локальные центры притяжения снизит пагубный эффект от маятниковой миграции за счет создания новых рабочих мест и снижения автомобильного трафика.