«Электробусы – это будущее в России»
Хочу сказать без преувеличения, что сегодня Калужская область – это пример развития качественного автомобилестроения. А самое главное – экологического. Мы считаем, что в России таких заводов должно становиться с каждым годом больше, но для этого мы должны подготовить инфраструктуру.
Я хочу заверить вас, что в 2018 г. все федеральные дороги будут приведены в соответствие с нормативом, в том числе М3: она будет расширяться, развиваться – и в первую очередь в Калужской области и Московской области. Что касается региональных дорог, то мы ставим задачу к 2021 г. привести к нормативу 70% дорог и развивать дальше. Конечно, стратегическая задача – это развитие железнодорожного транспорта, и мы надеемся, что доставка грузов и скорость увеличатся.
Сервис и обновление парка
Россия действительно развивается в автомобилестроении, но есть вопросы по двум моментам, над которыми нам необходимо вместе с производителями поработать. Это качество обслуживания в автосервисах, особенно в гарантийный период. И это обновление подвижного состава.
В России уже более 50 млн легковых автомобилей, более 6,5 млн грузовых машин и более 1,1 млн автобусов и микроавтобусов (я не говорю сейчас о тракторах). Нам нужно обязательно принимать нормативные акты: все транспортные средства, которые работают по найму или занимаются перевозками, должны ежегодно обновляться не менее чем на 7%. Мы должны понимать, что транспорт экологического класса «Евро 0» и «Евро 1» должен быть списан.
Мы готовим новый законопроект, который заменит транспортный налог. Мы начинаем работать от экологического класса. Все, кто будет больше покупать автомобили экологического класса «Евро 4», «Евро 5» и в дальнейшем «Евро 6», – у них будут льготы, как сегодня на электромобили. Мы должны уйти от 2,5 млн автомобилей, которые выпущены в 80-х гг. Не может автомобиль 25–30 лет использоваться на коммерческой основе в интенсивной эксплуатации. Он должен быть списан.
Дорогу электробусам и трамваям
Мы должны особое внимание – и я призываю производителей – обратить на развитие автобусостроения. Мы в ближайшие пять лет должны перейти на электробус, должны забыть в центральной части областных городов, что такое троллейбус. Потому что стоимость эксплуатации электробуса будет намного ниже, чем троллейбуса. Подстанции и провода, которые построены в 80-х гг., давно самортизированы и дают 30–35% потерь электроэнергии, которые не восполнишь.
Евгений Москвичев
Окончил Брянский технологический институт. В 2004–2006 гг. – директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ. В 2006–2009 гг. – замминистра транспорта РФ. В 2009 г. избран президентом Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. С 2011 г. – депутат Госдумы РФ.
Электробусы – это будущее в России, но это не говорит о том, что мы уйдем от двигателя дизельного и бензинового. Нет, страна не может перейти на один вид транспорта, мы это увидели как эксплуатационщики. Нельзя покупать в парки один вид транспорта, в нем должно быть минимум 3–4: как только больше 25% парка становится одной марки, производители становятся монополистами и начинают диктовать свои условия в запчастях, сервисном обслуживании и проч.
Мы считаем, что в связи с экономическими условиями в тех городах-миллионниках, где есть трамваи, нужно строить не метро, а скоростные трамваи – их скорость – 60–80 км/ч, и это менее затратный механизм. Мы считаем, что трамваям, которые в 114 городах есть, надо дать зеленую улицу, они должны быть обособленные, скоростные и в центре ходить. Дальше маршруты должны быть подвозочные.
В Твери на протяжении пяти лет разрабатывали новый трамвай, он сегодня ходит в Ростове, в Москве: это трамвай с низкопольной поворотной тележкой, с кондиционером. Он не уступает европейским стандартам, на 25–30% дешевле. А самое основное – покупается трамвай и автобус в Москве с пожизненным обслуживанием. То есть производитель продал и дальше весь жизненный цикл отвечает за его техническое состояние.
Понимая, что территория России – 17 млн кв. км, мы в ближайшие пять лет должны интенсивно развивать перевозку пассажиров в сельской местности, программа называется «Сельский маршрут». Каждого, кто сегодня пользуется общественным транспортом, мы должны обеспечить качественным автобусом.
Новые законы
В этом году мы выпускаем новый закон о такси: все заказные перевозки и для собственных нужд свыше восьми человек будут лицензироваться. Мы выпускаем новый закон о грузовых перевозках. Грузовой автомобиль в сутки не должен вырабатывать менее 9 т. А у нас сегодня средняя грузоподъемность на автомобиле стала 3 т. Мы стали проверять, в чем причина. И увидели, что сегодня в технологическом процессе – кто бы чем ни занимался – имеет собственный автомобиль, а не заказной. Из 24 часов в сутки этот автомобиль работает только 6–8. Пересчитали стоимость квартиры, которая есть сегодня в субъектах Российской Федерации: если бы строители нанимали автомобиль для своих нужд круглые сутки, квадратный метр стал бы на 15% дешевле.
Деньги на светофоры
Мы будем поддерживать регионы в развитии региональных муниципальных дорог, в развитии железнодорожных переездов. Мы считаем, что в России должен появиться единый типовой проект для железной дороги-переезда. Мы должны 10% стоимости ОСАГО, которую собираем, – 220 млрд руб. – забрать и отдать на пешеходные переходы и светофоры в городах. Потому что у нас 70% дорожно-транспортных происшествий происходит в населенных пунктах.