Автопром пережил самый кризисный период
Потому что за первую половину этого года практически все наши автопроизводители показали рост. То есть мы этот самый кризисный период потихонечку проходим. И за девять месяцев эта динамика еще улучшилась, но только по первому полугодию общий рост по всему автопрому нашей области был 15%. Мы встречались с руководством концерна Volvo [Group], завод в этом году удваивает объемы производства у нас в Калуге, в следующем году абсолютно прогнозируемый рост еще плюс на 50%, с чем я хотел бы поздравить компанию Volvo. Почему? Потому что это результат грамотной политики, которую менеджмент осуществляет здесь, у нас в России. В этом году мы подписали с компанией Volvo соглашение о создании производства автоматических трансмиссий на базе калужского завода.
Прошлый год можно считать, пожалуй, одним из самых сложных для предприятий автомобилестроения. Если применительно к человеческому организму, это, как я думаю, был кризис. Когда человек болеет, вот сейчас опять эпидемия гриппа, и кому посчастливится заболеть с высокой температурой, которая достигает почти 40 градусов, тот продлевает себе жизнь на пять лет. [Такая высокая температура] – это как раз кризис, потом человек начинает выздоравливать. Вот так и наш автопром. В прошлом году он пережил самый кризисный период, и сейчас мы можем считать прошлый год как некую точку отсчета уже.
Борьба за потребителя
На российском рынке идет серьезная борьба за потребителя. И конечно, наши все производители автомобилей борются за то, чтобы попасть в разные программы, в том числе государственные, и Volvo здесь активно работает, и Peugeot-Citroen. И, например, завод Volkswagen начал производство сейчас спортивной версии Polo (это востребовано нашей молодежью в особенности) и готовит к выходу новый Tiguan, в который вложены приличные инвестиции. Это будет тоже своего рода прорыв на автомобильном рынке. Я уверен абсолютно, что этот автомобиль потребителю очень понравится. Концерн PSA работает над производством [в Калуге] коммерческих автомобилей. Эти автомобили уже известны потребителю в разных странах. И я абсолютно уверен, что они понравятся и российским потребителям.
Анатолий Артамонов
Окончил Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства.
По окончании вуза работал в совхозах «Хвастовичский» и «Шаховский». В 1978 г. был назначен директором совхоза «Груздовский». В ноябре 1996 г. избирается вице-губернатором Калужской области.
С 2000 г. – губернатор Калужской области.
Так что не все так плохо. Есть и хорошие моменты, которые нас должны воодушевлять. В первом полугодии текущего года на 22% увеличилось производство автокомпонентов. У нас в области работает 27 производителей автокомпонентов. И если говорить о динамике производства, то следует отметить многие предприятия, в том числе концерн Continental, – ContiTech, и шинный завод, и Benteler, и Lear, и Faurecia. Все они дали хорошую прибавку. Причем Continental, может быть, здесь даже впереди всех: он выпустил уже 5 млн шин. И завод комплектов автомобильного стекла, кстати говоря, очень хорошо работает – Fuyao Glass Industry – и намерен увеличивать объемы производства, в том числе за счет расширения. Это тоже хорошо. И Continental, и Fuyao выходят на экспорт уверенно со своей продукцией. Я думаю, что это хороший пример для подражания для других производителей.
Предприятия калужского автокластера представляют комплектующие не только для тех предприятий, которые расположены у нас, в Калуге, но, кроме экспорта, еще и на другие заводы, которые есть в нашей стране. И именно это позволяет наращивать им объемы производства.
Экспортные возможности
В сложных условиях наши компании также стали использовать стратегию выхода на те рынки, которые раньше казались нам экзотическими. Например, Volkswagen в Мексику свою продукцию начинает поставлять, в Иран. И я думаю, что с Индией будет то же самое. Это все наши дальнейшие перспективы.
Но наши экспортные возможности тормозятся некоторыми вещами, которые пока еще остаются у нас не решенными. Хотя эти решения стучат в дверь, потому что экспортеры очень настаивают на том, чтобы эти препятствия быстрее снимались. Мы тут со своим проектом мультимодального транспортного логистического комплекса угадали. И «Новый шелковый путь», который пробили до этого центра, существенно расширяет и удешевляет эти перевозки, расширяет возможности для тех, кто будет работать на восточных рынках. Уже активно этим пользуется завод Samsung. А в обратную сторону, например, вполне может [поставлять продукцию] и Continental.
Важнейшим механизмом для стимулирования экспортной деятельности могли бы стать специнвестконтракты.
Налоги для старых и новых машин
Можно было бы подумать о снижении ставки налога на автомобили, работающие по стандарту «Евро-5», «Евро-6». Это способствовало бы производству новых автомобилей. Но сейчас такой период – резкие движения в этом сегменте делать, наверное, вряд ли возможно, но тем не менее. Потому что вот эти автомобили старенькие, которые не работают по «Евро-5», «Евро-6», они чаще всего находятся в собственности у наших пенсионеров, у малообеспеченных граждан. Но в конце концов можно им давать какие льготы – чтобы они, может быть, совсем этот налог не платили. Мы у себя это, в частности, и сделали. Можно было бы, конечно, при приобретении нового автомобиля, допустим, налоговый вычет делать. Хотя эти налоговые вычеты сегодня бьют очень сильно по нашим бюджетам. Прежде всего, региональные бюджеты теряют тогда из-за этих налоговых вычетов. Но тем не менее тоже это вопрос, который можно было бы подискутировать.
Будущее промсборки
Но вот то, что касается режима промсборки и соглашений, которые были подписаны, – здесь палка о двух концах, в том числе и для нас. С одной стороны, мы готовы были бы поддержать стремления автопроизводителей этот режим сохранять, но, с другой стороны, нам хотелось бы, чтобы они более активно развивали локализацию, тем более что сейчас для этого есть все возможности, труд стал значительно дешевле, и конкурентной теперь продукция становится по причине снижения стоимости труда в России. Поэтому я думаю, что вряд ли нужно дальше этим увлекаться. Но срок действия этого соглашения в ближайшие два года заканчивается. Одним из наших предложений было обеспечить переходный период, постепенный рост пошлин на комплектующие в случае отказа от продления соглашения.
Автор – губернатор Калужской области