Страны Южного Кавказа и их соседи обсуждают в Иране ситуацию в регионе

Все они поддерживают развитие совместных транспортных проектов
МИД России

В столице Ирана Тегеране 23 октября состоялось второе заседание формата 3 + 3 (Россия, Иран, Турция, Армения, Азербайджан и Грузия) на уровне министров иностранных дел, но фактически оно прошло в формате 3 + 2 – грузинские власти отказались от участия. В иранской столице главы внешнеполитических ведомств обсудили вопросы региональной безопасности на Южном Кавказе, возобновление армяно-азербайджанских мирных переговоров, а также необходимость расширения регионального сотрудничества в политической и экономической областях, сфере безопасности, транзита и энергетики, передает иранское агентство Mehr. Открывая встречу, министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил, что она может заложить основу для установления мира и устранения проблем на Южном Кавказе при участии региональных игроков и соседей. «Война на Кавказе окончена, и пришло время для мира, сотрудничества и прогресса в этом регионе», – добавил он.

Незадолго до начала встречи глав МИДов в Тегеране иранская делегация во главе с министром дорог и градостроительства Мехрдадом Базрпашем провела переговоры с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Ереване, в ходе которых они обсудили вопросы развития транспортной инфраструктуры. По итогам диалога стороны заключили соглашение о строительстве иранскими подрядчиками автомагистрали от иранского пограничного города Агарак до города Каджаран в Сюникской области Армении (32 км) в рамках развития армянского участка международного транспортного коридора Север – Юг, который предусматривает открытие иранцам доступа к Черному морю через территории Армении и Грузии.

Помимо этого представители двух стран подписали документ о капитальном ремонте дороги Агарак – Варданидзор (21 км), строительстве дороги от Варданидзора до выхода из Каджаранского тоннеля (около 11 км) и пограничного моста через реку Аракс, передает News.am со ссылкой на пресс-службу министерства территориального управления и инфраструктур Армении. Финансирование проекта осуществляется за счет кредита Евразийского банка развития и средств армянского госбюджета.

По итогам переговоров в Ереване иранский министр Базрпаш выступил против открытия так называемого Зангезурского коридора, который соединил бы западные регионы Азербайджана с его эксклавом в Нахичевани и далее с Турцией через армянскую территорию. Он напомнил, что Тегеран неоднократно выступал за недопустимость создания этого коридора, если это приведет к перекрытию ирано-армянской границы. «Мы против этого. Наша политика основана на мире на Кавказе, мы осуждаем любое внешнее вмешательство и верим, что страны региона смогут сами принять лучшие решения», – сказал министр перед журналистами.

Формат 3 + 3 был создан через год после окончания второй карабахской войны в ноябре 2020 г. как переговорная площадка региональных государств с целью решения проблем безопасности и расширения торгово-экономического взаимодействия стран Южного Кавказа и сопредельных государств. Впервые с инициативой сформировать эту платформу выступил Реджеп Эрдоган в 2008 г., занимавший в то время пост премьер-министра Турции. Но тогда ее реализация не получила поддержки со стороны властей трех южнокавказских республик, напомнил эксперт Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. «На тот момент у всех региональных государств сохранялись нерешенные противоречия в отношениях друг с другом, как в связке Баку – Анкара с Ереваном, так и Москва – Тбилиси после августовской войны в 2008 г.», – добавил эксперт.

В декабре 2020 г. Эрдоган повторно предложил соседним государствам провести переговоры в формате 3 + 3, которые впоследствии поддержали все страны региона, за исключением Грузии. Свою позицию грузинские власти объяснили тем, что они не будут участвовать в каких-либо платформах, где присутствует Россия, до тех пор пока она не выведет свои войска из Абхазии и Южной Осетии. Но при этом Тбилиси предложил альтернативный вариант, который предполагал участие лишь трех южнокавказских стран. Первое заседание формата 3 + 3 прошло 10 декабря 2021 г. в Москве на уровне заместителей глав МИДов.

После «антитеррористической операции» Баку в Карабахе 19–20 сентября выпал один из элементов, препятствующих активизации диалога между государствами региона, продолжает Притчин. Хотя без участия Грузии платформа 3 + 3 выглядит неполноценной и мешает реализовать совместные проекты в области развития транспортной инфраструктуры и решать вопросы региональной безопасности, этот формат, полагает эксперт, может быть экономически выгодным для всех его участников. «С одной стороны, регионализация политики не является приоритетом для Тбилиси с точки зрения долгосрочной стратегии с учетом его планов по интеграции страны в Евросоюз и НАТО. С другой – Грузия развивает экономическое взаимодействие с Россией, но в политическом смысле грузинские власти не собираются менять свой курс», – объяснил Притчин.

Интерес Ирана к формату 3 + 3 обусловлен тем, что Тегеран пытается найти свое место и принять участие в решении региональных проблем на фоне происходящих в регионе перемен после победы Азербайджана в войне, считает иранист Никита Смагин. По его словам, Тегеран смирился с изменением статус-кво и дает понять, что готов участвовать в формировании нового регионального порядка. «Поэтому иранские власти инициировали проведение заседания пятерки региональных стран в Тегеране. Кроме того, им важно, чтобы Турция и Азербайджан не ущемляли их экономические интересы в регионе, в частности в инфраструктурных проектах», – добавил эксперт.

Кроме того, продолжает Смагин, Тегеран заинтересован в развитии транзитного транспортного коридора Север – Юг, который связал бы Иран с Россией по автомобильной и железной дороге через территорию Азербайджана. В мае российский министр транспорта Виталий Савельев и его иранский коллега Базрпаш подписали соглашение о строительстве 162-километрового железнодорожного участка Решт – Астара вдоль побережья Каспийского моря при финансовом участии России. В июле 2022 г. «Ведомости» со ссылкой на источники в Минтрансе писали, что Москва готова выделить на развитие коридора Север – Юг $1,5 млрд.