Минфин оценил доходы от расширения НДД в 84 млрд за пять лет

Депутаты предложили распространить режим еще на 27 участков
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Режим налога на дополнительный доход (НДД) для нефтегазовой отрасли предложили расширить на 27 участков в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и Республике Коми, следует из законопроекта о внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса. Документ (есть у «Ведомостей») подготовлен депутатами Госдумы Павлом Завальным и Ольгой Ануфриевой. В случае одобрения инициативы в периметр НДД могут попасть сложные месторождения – с высокой степенью выработанности и со сверхвязкой нефтью. В частности, НДД предлагают распространить на участки третьей и четвертой групп (всего их пять, согласно нынешним параметрам режима).

Законопроект разрабатывался на базе сформированных Минфином требований к лицензионным участкам, претендующим на перевод на НДД, сообщила «Ведомостям» Ануфриева, занимающая должность заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам. Главная идея критериев министерства – простимулировать компании увеличить добычу за счет улучшения условий для участков с трудноизвлекаемыми запасами в пределах определенной квоты, писали ранее «Ведомости». Законопроект направлен не на предоставление новых льгот для разработки месторождений, и так прибыльных в действующей системе налогообложения, а на стимулирование добычи тех категорий запасов, которые стали нерентабельны и в этой связи не вовлечены в оборот, говорится в пояснительной записке к документу. По оценке Минфина, расширение периметра НДД приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет в размере 84 млрд руб. в 2023–2027 гг. при условии выполнения компаниями взятых на себя обязательств по увеличению добычи нефти, следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту.

В конце прошлого года законопроект был направлен на рассмотрение в правительство, сообщила Ануфриева. По ее словам, заключение кабинета министров ожидается к середине января, после этого депутаты планируют внести документ в Госдуму. «Поскольку поправки готовились с участием профильных министерств – Минфина и Минэнерго, мы ожидаем положительного заключения правительства», – отметила Ануфриева. На данный момент экспертизу Минфина на перевод на НДД прошли заявки компаний по месторождениям с запасами в 80 млн т, из которых 72 млн – по четвертой группе, уточнила депутат. По ходу рассмотрения законопроекта в Госдуме их перечень может быть дополнен – в случае соответствия других участков критериям ведомства, ожидает Ануфриева.

Что такое НДД

Режим НДД заработал с 2019 г. для четырех групп участков. Первая и вторая в основном включают месторождения в Восточной Сибири и на Каспии, третья – зрелые месторождения Западной Сибири, четвертая – новые месторождения этого же региона. Впоследствии появилась пятая группа в рамках «арктических преференций». В отличие от НДПИ новый налог взимается с финансового результата – с дохода от продаж сырья за вычетом расходов на добычу и логистику. Ставка НДД – 50%. Налог был введен для того, чтобы стимулировать компании добывать нефть на выработанных месторождениях, а также инвестировать в разработку новых скважин. Но перевод месторождения на режим НДД не означает автоматическую отмену НДПИ по этим участкам недр. Фактически компания одновременно платит оба налога, но ставка НДПИ существенно понижается – в среднем на 40%. По ряду месторождений рентабельность оказывается выше, если применять режим НДД, чем если просто платить НДПИ по полной ставке.

Месторождения третьей группы можно будет перевести на НДД с 2023 г., а четвертой, поскольку речь идет о новых, неосвоенных участках, – с 2022 г., следует из пояснительной записки.

Представители Минфина и Минэнерго сообщили, что концептуально поддерживают законопроект. За счет дополнительной добычи (по сравнению с проектным уровнем) в перспективе 5 лет выпадающие доходы не ожидаются, уточнили в министерстве финансов. Представитель аппарата правительства не ответил на запрос «Ведомостей».

Для кого расширяют НДД

В 2020 г. Госдума одобрила пакет законопроектов Минфина, которыми предлагалось аннулировать неэффективные льготы по НДПИ, а также скорректировать условия режима НДД не в пользу нефтяников. «Меры по комплексной донастройке фискальной нагрузки нефтяной отрасли, реализованные в октябре 2020 г, являются комплексными и сбалансированными, поэтому основная задача на сегодня – это обеспечение стабильности. Но сейчас из-за постоянного пересмотра налоговых условий, нефтяники вынуждены то и дело пересматривать инвестиционные решения, что в конечном итоге негативно сказывается на объемах добычи и, как следствие, поступлениях в бюджет», – сетует один из участников рабочей группы по совершенствованию налогообложения добычи при комитете Госдумы.

86,5 млн т нефти

добыли за шесть месяцев 2021 г. в режиме НДД нефтяные компании, что в 3 раза больше, чем за первое полугодие 2020 г., следует из данных ФНС

На отраслевом совещании в Сургуте в мае прошлого года был поставлен вопрос, что делать с падением добычи в основном нефтедобывающем регионе – Западной Сибири, напомнила генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «Ассонефть» Елена Корзун.

В качестве одной из мер было предложено стимулирование разработки мелких месторождений – и Минфин с этим согласился, отметила она. По ее словам, Ануфриева напрямую обратилась к «Ассонефти» с просьбой обеспечить подачу заявок на присоединение к режиму НДД от небольших независимых нефтегазодобывающих компаний (ННК). Несколько ННК уже направили в Минфин свои предложения, уточнила Корзун. По ее мнению, нужно продолжить расширять периметр НДД, причем прежде всего на нефтегазовые провинции традиционных или старых регионов добычи, в частности на так называемые передовые складки Урала, где уже выявлено много мелких месторождений и прогнозируются их новые открытия.

География НДД, судя по всему, будет расширяться поэтапно – как следует из текста законопроекта, основная часть месторождений, которые могут быть включены в периметр режима, – это новые гринфилды, отметила партнер КПМГ Виктория Тургенева. В то же время о конечном перечне участков недр пока говорить рано – документ может быть скорректирован в ходе дальнейших обсуждений, добавила она. Так или иначе Минфин уже обозначил лимиты с точки зрения ресурсных характеристик и предполагается, что все новые месторождения должны будут им соответствовать, уверена Тургенева.

По ее словам, компании предлагали включить участки недр в НДД исходя из разработанных Минфином и Минэнерго квот. Причем бизнес проводил специальные расчеты для каждого месторождения, оценивалось влияние на бюджет перевода на льготный режим, знает Тургенева. В итоговую версию законопроекта попали только те участки, которые создавали положительный эффект для казны, сообщила она.

В переходе на НДД заинтересованы прежде всего те компании, которые с 2021 г. лишились части льгот по определенным месторождениям, отметил заместитель руководителя направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР Сергей Колобанов (Минфин отменил неэффективные преференции по НДПИ для участков с выработанными недрами, а также с запасами вязкой нефти. – «Ведомости»). Дело в том, что значительные капитальные затраты на их разработку уже были произведены, а текущий уровень цен на нефть не обеспечивает окупаемость вложений, т. е. фактически не покрывает операционные расходы, пояснил он.

«В посткризисный период, когда спрос на нефть восстанавливается, а ограничения, принятые в рамках ОПЕК+ пересматриваются, нефтяной отрасли необходимы дополнительные стимулы, направленные на увеличение объемов бурения в краткосрочной и среднесрочной перспективе», – говорит собеседник «Ведомостей» в одной из нефтедобывающих компаний. По его словам, нефтяники предлагали Минфину ряд инициатив, реализация которых могла бы принести наибольший эффект как для отрасли, так и для государства. Среди них – введение механизма «аплифт», вычет затрат на геологоразведочные работы из НДПИ для расширения периметра геологоразведки в Восточной Сибири и Арктической зоне, а также исключение «двойного налогообложения» при разработке газовых активов в режиме НДД. «Отрасли необходимо создание комплексной системы мер, а не точечная донастройка», – говорит источник.

Что предлагали нефтяники

1. Геология новых участков (с выработанностью не более 1%), как правило, мало изучена, что влечет за собой высокую неопределенность по значениям большинства параметров, влияющих на экономику проекта и, как следствие, на возможное решение о целесообразности перевода на НДД. Поэтому предлагалось не ограничивать права компаний по переводу новых участков на режим НДД критерием по срокам запуска добычи. Кроме того, на новых участках могут встречаться нерентабельные опции бурения, которые при переводе на НДД могли бы быть реализованы. Поэтому Минфину предлагалось предоставить недропользователям право добровольного перевода участков без фиксации конкретных координат в НК. Это позволило бы компаниям принимать решения о переводе новых участков с учетом макроэкономической ситуации и поступающих новых геологических данных, что максимизировало бы эффективность разработки новых проектов.
2. Под термином «разрабатываемые» предлагалось понимать участки с выработанностью более 20% (что соответствует общеотраслевой практике), а не 50% (по версии Минфина). Потому что в связи с высокой волатильностью мировых цен на нефть и значительным ростом стоимости производственного строительства компании вынуждены действовать в условиях высокой неопределенности, что оказывает существенное влияние на оценку целесообразности перевода таких участков на НДД. По новым участкам компании также предлагали предоставить им право добровольного перевода месторождений на новый налоговый режим, без фиксации перечня конкретных участков в НК.

В пресс-службе «Газпром нефти» уточнили, что сейчас порядка трети от общего объема добываемой нефти облагается НДД. Представители «Роснефти», «Лукойла», «Татнефти», «Сургутнефтегаза» и «Русснефти» на запросы не ответили.