Москва вышла на 2-е место в мире по дороговизне парковки для горожан
На среднюю зарплату москвич может припарковаться в центре на 205 часовС 24 декабря столичное правительство повышает максимальный дневной тариф парковки в центре с 380 до 450 руб., или до $6,1 за час стоянки. В частности, вырастет стоимость парковки на 53 улицах с «точками притяжения» в центре города, например на Большой Никитской, Неглинной, Театральной площади и Новом Арбате. Там час парковки будет обходиться в 450 руб. На 29 из 492 улиц тарифы, напротив, снижаются, чтобы перенаправить потоки автомобилей. Минимальный тариф в центре днем составляет 50 руб., но, судя по карте на сайте Московского паркинга, он затрагивает незначительные территории внутри Садового кольца.
«Ведомости» изучили данные о дневной стоимости уличных парковок в центрах столиц и крупнейших городов мира. В открытых источниках нашлись данные о 71 городе, в котором есть платная дорожная стоянка в центре. В тройке лидеров Лондон ($10,6), Амстердам ($8,5) и Осло ($8,3). По максимальному тарифу парковки ($6,1 за час) Москва занимает 8-е место. Но если сопоставить стоимость парковки с доходами горожан, то Москва поднимается в рейтинге значительно выше. Средняя зарплата москвича за девять месяцев 2021 г. достигла 92 000 руб. за вычетом налогов. Если раньше час парковки обходился ему в 0,41% от зарплаты, то после повышения тарифа будет стоить 0,49%. Иными словами, зарплаты хватит на то, чтобы припарковаться в центре на 205 часов. Меньше показатель только в Риге – 187 часов, где, правда, высокий тариф за парковку – 5 евро – только на небольшом участке Старого города. Почти в 10–20 раз доступнее парковка в Абу-Даби, Пекине и швейцарском Берне.
Похожие результаты получены в исследовании Parkopedia. Москва оказалась на 2-м месте в мире после Амстердама по стоимости парковки в паритетных ценах, следует из данных Global Parking Index 2019.
Что стало с пробками
Ситуация с заторами в Москве остается одной из самых напряженных в мире: по данным декабрьского исследования INRIX, столица России оказалась на 4-м месте в мире после Брюсселя, Лондона и Парижа. В среднем москвич тратит около 108 часов в пробках за год.
По сравнению с 2019 г., когда этот показатель был 128 часов, ситуация улучшилась. Связано это в первую очередь с эффектом пандемии – в прошлом году был резкий спад (до 100 часов) в связи с ограничениями и переходом многих на удаленку, причем тенденция является общемировой, отмечается в докладе INRIX.
Дороги в Москве – это около 100 млн кв. м асфальта общего пользования. Если «Яндекс.Транспорт» показывает, что на дорогах находится 500 000 автомобилей, город хорошо ездит, но когда машин уже под 1 млн, движение плохое, оценивает директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Если же 5 млн автомобилей выйдут в город одновременно, на каждого придется около 20 кв. м. Но чтобы город благополучно двигался, нужно минимум 150–200 кв. м асфальта на автомобиль. Всего в Москве и области на начало 2021 г. было зарегистрировано более 8,4 млн автомобилей, что в 1,5 раза больше, чем было в 2010 г. (5,7 млн), сообщили в департаменте транспорта Москвы.
Сейчас уровень трафика вернулся на допандемийный уровень и ситуация с пробками вновь ухудшается. Среднесуточное число автомобилей в столице составляет 3,11 млн машин, сообщили в ЦОДД, что соответствует допандемийному уровню. Загруженность дорог в ноябре 2021 г. составила 39%, а средний балл загрузки составит 2,9, следует из данных правительства Москвы. В ноябре прошлого года загруженность была 25%.
«За последнее время ситуация с пробками в Москве лучше не стала», – прокомментировал представитель «Яндекса». 20 и 21 декабря сервис зафиксировал 10-балльный уровень заторов в столице, а столичный дептранс предупредил о возможной негативной ситуации 24 декабря.
Поможет ли платная парковка
Повышение тарифов на парковку московские власти по-прежнему считают одним из главных средств борьбы с пробками. «В мире принято поднимать цену, пока не освобождается 15–20% мест, а платная парковка – главный инструмент сдерживания неограниченного автомобилепользования», – говорит инициатор движения «Пробок.нет» Александр Шумский.
В Москве с введением платы за парковку городу удалось отрегулировать уличную парковку, но резидентная (где автомобиль ночует) по-прежнему не отрегулирована, отмечает Блинкин. Образовался серый рынок, когда люди пристраивают свой автомобиль в центре города по договоренности с каким-нибудь двориком, принадлежащим корпорации или жилому дому. Этот серый рынок парковочных платежей в Москве очень большой и на тех, кто в него вписался, тарифы не подействуют, говорит он.
С ним согласен и Шумский: поскольку платная парковка распространяется только на уличную сеть, а транспорт в Москве паркуется в основном во дворах, где парковка бесплатная, стимулы не срабатывают. Платная парковка как способ сдержать использование авто во многом себя исчерпала и нужны более жесткие методы, считает эксперт.
В постсоветское время Москва непропорционально разрослась: ее инфраструктура не была рассчитана на такое количество приезжих, жилищную застройку и число автомобилей, которых с каждым годом становится только больше. Сейчас автомобиль у каждого третьего москвича, тогда как в начале 90-х был у одного из 13.
«Чтобы отрегулировать грандиозный дисбаланс, нужны более сильные средства, чем платная парковка. Например, приличный общественный транспорт. Также нужна качественная пешеходная среда, чтобы последнюю милю можно было пройти пешком», – отмечает Блинкин.
Впрочем, развитие транспортной системы – одно из ключевых направлений московской мэрии. На эти цели ежегодно закладывается по меньшей мере 20% расходов бюджета столицы. В 2016 г. – 337 млрд руб., в 2017 г. – 434,5 млрд руб., в 2018 г. – 542 млрд руб., в 2019 г. – 608,5 млрд руб., в 2020 г. – 714,1 млрд руб., в 2021 г. – 643,3 млрд руб. Эти деньги уходят на строительство дорог, развитие парковочной системы и общественного транспорта. Власти Москвы ускорили строительство и открытие новых станций метро. Если в 2015 г. их было около 200, то сейчас – больше 248, а с учетом МЦК и монорельса – 285 станций. В ближайшие годы власти планируют открыть еще 50–60 новых станций метро. В бюджете на 2022 г. расходы на развитие транспортной системы достигнут 823 млрд руб. (22,6% затрат бюджета), в 2023 г. – 864 млрд руб. (23,2%), в 2024 г. – 822,2 млрд руб. (21,3%).
Чтобы увеличить количество свободных парковочных мест, можно также ограничивать парковку по времени, говорит Шумский: «Это ограничение часто применяется в Америке и странах Европы, когда автомобилист не может парковаться больше двух или трех часов ни за какие деньги: нужно освободить место, либо будет штраф». Логика в том, что, если нужна длительная парковка, используйте подземный паркинг, говорит эксперт.