«Яндекс» ведет переговоры о покупке «Тинькофф банка»

Сделка может стать крупнейшей в истории банковского рынка России
«Яндекс» получает базу для создания собственной финансовой экосистемы, на которую он нацелился вскоре после развода со Сбербанком
«Яндекс» получает базу для создания собственной финансовой экосистемы, на которую он нацелился вскоре после развода со Сбербанком / Максим Стулов / Ведомости

«Яндекс» готов купить до 100% акций TCS Group. Предварительная сумма сделки оценивается $5,48 млрд, или $27,64 за акцию «Тинькофф», что на 8% выше цены закрытия GDR TCS Group Holding ($25,60 на 21 сентября). Бумаги обеих компаний подорожали на этой новости. К 20.00 мск 21 сентября ADR «Яндекса» на NASDAQ выросли на 4% до $61,5, GDR TCS Group на Лондонской фондовой бирже – на 1,6% до $26.

В «Яндексе» и «Тинькофф банке» отказалась комментировать детали обсуждаемой сделки, подтвердив сам факт соглашения.

Рынок пребывает в шоке от новости, но в целом считает, что возможная сделка выгодна обеим компаниям. «Яндекс» получает базу для создания собственной финансовой экосистемы, на которую он нацелился вскоре после развода со Сбербанком. Обе компании высокотехнологичны, так что объединение бизнесов должно пройти беспроблемно – при определенной аккуратности и сохранении преемственности, считают эксперты.

«Это логичный шаг. У «Тинькофф банка» хороший бизнес, он зарабатывает примерно как «Яндекс», но при этом стоит значительно дешевле. Кроме того, число конкурирующих экосистем снижается – минус один долгосрочный конкурент, – рассуждает Сергей Хотимский, первый зампредседателя правления Совкомбанка. – Конкурентные позиции «Тинькофф банка» укрепятся, если интеграция пройдет успешно. Это очень сложный проект с точки зрения execution. Но очевидно, что компании усиливают и дополняют друг друга».

Директор департамента риск-менеджмента «Ай кью джи управление активами» Александр Баранов отмечает, что если эта сделка состоится, то она будет «крупнейшей в России в секторе M&A после кризиса 2014 г. и крупнейшей сделкой по покупке банковской группы в России на рыночных условиях за всю историю, т. е. с 1991 г.». Участники рынка будут долго изучать мультипликаторы и пересматривать свои прогнозы на банковский сегмент рынка в России, говорит Баранов. «Но в целом это новость положительная для российского фондового рынка. Похоже, что на наших глазах появляется новый крупный розничный игрок, ориентированный на большой розничный рынок, который может выйти за пределы банковского сектора естественным путем», – заключает он.

Старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Руслан Коршунов подчеркивает, что для активного развития цифровой коммерции «Яндексу» требовался банк-партнер. «Тинькофф банк» – сильный игрок в онлайн-банкинге, и у него, как и у «Яндекса», достаточно молодая аудитория. Так что можно сказать, что эта сделка назревала. При этом важно, чтобы «Яндекс» сохранил корпоративную культуру банка и его топ-менеджмент, при котором «Тинькофф» показывал высокую рентабельность. Думаю, сделка обоюдовыгодная. «Тинькофф» – большой розничный банк, и союз с таким гигантом, как «Яндекс», позволит значительно нарастить масштабы бизнеса», – говорит эксперт.

Возможная продажа «Тинькофф банка» происходит на фоне серьезных проблем одновременно и со здоровьем, и с американскими властями у основателя компании Олега Тинькова, которому принадлежит 40% TCS Group. При этом сама идея объединения впервые прозвучала еще в июне 2019 г. на Петербургском международном экономическом форуме. Именно Тиньков полушутя предложил основателю «Яндекса» Аркадию Воложу объединить бизнес. «Я считаю, что если мы объединимся с «Яндексом» в широком смысле, то капитализация объединенной компании будет более $20 млрд и Сбербанку мало не покажется, потому что самые талантливые люди работают в этих двух компаниях», – сказал Тиньков. Основатель «Яндекса» пообещал тогда обсудить это предложение.-