Белоруссии исполнилось 100 лет

31 июля 1920 года Минск прошел через историческую развилку
Разрушенный белополяками квартал в Минске. 1920 год.
Разрушенный белополяками квартал в Минске. 1920 год. / РИА Новости

Ровно 100 лет назад в Минске несколько коммунистических руководителей обсуждали судьбу пространства, которое сегодня мы называем Белоруссией или Республикой Беларусь. Тогда судьба эта была не очевидна: для лидеров Польши, с которой шла война за этот регион, он был восточными кресами (краями) Речи Посполитой. Собравшиеся давно знали друг друга, что, однако, не прибавило им дружбы. Председатель Минского военно-революционного комитета Александр Червяков мечтал о Советской Белоруссии, которая станет не просто марионеточным промосковским образованием, а очагом белорусской культуры. А вот давнишний минский руководитель Вильгельм Кнорин к белорусской идее относился без энтузиазма как к заигрыванию с мелкобуржуазным национализмом.

К этому времени белорусский народ существовал уже много веков – в составе Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, а после ее раздела в конце XVIII в. – Российской империи. В начале ХХ в. этнографы выделяли белорусов, но сами они обычно себя идентифицировали либо как православные и католики, либо как русские или поляки, либо как тутэйшыя (местные). На этих землях белорусы жили вперемежку с русскими, поляками, литовцами, евреями.

Вопрос о принадлежности этого края встал ребром в 1917 г. Национальные движения обзаводились вооруженными формированиями и раскраивали территории со смешанным населением по принципу «кто смел, тот и съел». Белорусское национальное движение в этой гонке борьбы за влияние отставало – ни тебе собственной армии, ни достаточной поддержки населения. В декабре 1917 г. большевики разогнали Всебелорусский съезд, который, однако, успел создать свои органы, потом преобразованные в Раду Белорусской народной республики, претендовавшую на роль национального парламента. Ее лидеры после пытались создать независимое государство, заигрывая с немцами, поляками, литовцами, раскалываясь и маневрируя, – без большого успеха. Казалось бы, звезда белорусской государственности закатилась, толком не успев взойти.

В конце 1918 г. Красная армия двинулась на запад. Коммунисты не хотели выглядеть восстановителями Российской империи. К тому же Советская Россия надеялась формально избежать войны с Польшей – пусть поляки выясняют отношения с формально независимыми советскими республиками, не соприкасаясь с Россией. Сами поляки тогда и будут выглядеть захватчиками.

И 1 января 1919 г. в качестве буфера между Советской Россией и Польшей была создана Советская Социалистическая Республика Белоруссия – во исполнение решения ЦК РКП(б) от 24 декабря 1918 г. В руководство новой республики вошли и чуждые национальной идее местные коммунисты вроде Кнорина, и команда национал-коммунистов во главе с Дмитрием Жилуновичем, который возглавил правительство. Между двумя фракциями развернулась борьба, доходящая до вражды: Жилунович и его товарищи отнеслись к делу серьезно, отстаивали обязательное употребление белорусского языка, стремились к расширению границ нового государства, конфликтуя даже с литовскими коммунистами.

Тогда Москва в феврале объединила советскую Белоруссию с Литвой в единую республику (Литбел). Получилась советская реинкарнация Великого княжества Литовского – с литовским ядром и полуславянским населением. Строптивых белорусских национал-коммунистов из региона убрали, лидерство в Литбеле перешло к литовцам во главе с Винцасом Мицкявичюсом, которые принялись развивать литовские культурные проекты. Времени на это было мало – в апреле 1919 г. Вильно захватили поляки. После падения Минска в августе 1919 г. Литбел потерял территорию, но формально сохранялся. В случае нового наступления Красной армии он мог возродиться, и отдельная белорусская государственность так и не возникла бы. А 25 мая 1920 г. ЦК РКП(б) решил создать Минский губернский ревком без национальной окраски (т. е. губерния могла просто войти в РСФСР).

Но в июле 1920 г. РККА перешла в успешное контрнаступление против Войска польского. 7 июля был взят Минск. Окончательно похоронило идею Литбела заключение российско-литовского мирного договора 12 июля 1920 г. Раз признали Литву – Литбел невозможно уже возродить. И дальше медлить с определением статуса Белоруссии было нельзя. С чем Россия идет на запад? Включать в свой состав территории бывшей Российской империи? Или создавать сообщество равноправных советских республик? В такое сообщество не грех войти и советской Польше, а там и советской Германии, может быть.

Стратегия Ленина базировалась именно на втором подходе. 30 июля было решено преобразовать минский ревком в белорусский – во главе с Червяковым, товарищем Жилуновича. 31 июля на совместном заседании ЦК партий, вошедших в ревком (коммунисты, Бунд и белорусское коммунистическое объединение), и профсоюзов была провозглашена Советская Белоруссия – в дальнейшем Белорусская Советская Социалистическая Республика. В 1922 г. республика вошла в СССР, но сохранилась и формально, и как фактическая система управления, а в 1991 г. выделилась в независимое государство Республика Беларусь.

Без решения столетней давности могла возникнуть и «большая Литва», и Минская губерния в составе России. Но 31 июля 1920 г. была пройдена историческая развилка, и Минск стал столицей Белоруссии.