«Аэрофлот» не смог вернуть себе лидерство в перевозке пассажиров

В первый месяц восстановления рынка его снова опередила S7 Airlines
Стать лидером S7 помогли региональные внутрироссийские рейсы
Стать лидером S7 помогли региональные внутрироссийские рейсы / РИА НОВОСТИ

«Ведомости» ознакомились с предварительными данными Росавиации о показателях российских авиакомпаний в июне, верность данных подтвердил человек, близкий к ведомству. Все авиакомпании перевезли в июне 2,84 млн человек, или 22,5% от показателей июня прошлого года. Это означает начало восстановления рынка после глубочайшего падения из-за пандемии в апреле и мае. В эти месяцы вся отрасль перевезла соответственно 946 000 и 739 000 человек, или в 11 и 12,5 раза меньше, чем за аналогичные периоды 2019 г. Перелеты совершаются только по России, международные перевозки запрещены с конца марта, Росавиация сообщила, что уже начала переговоры с авиационными властями других стран об их возобновлении. Решение о возобновлении будет принимать российское правительство, но прибытие российских граждан должны разрешить и другие страны. Хотя «Аэрофлот» совершает единичные рейсы за рубеж, билеты на которые могут купить только иностранцы или имеющие вид на жительство в других странах россияне.

Крупнейшая частная авиакомпания S7 (принадлежит семье Владислава Филева) осталась лидером третий месяц подряд – она перевезла 678 000 человек, всего вдвое меньше, чем в докризисном июне 2019 г. S7 c 2015 г. была вторым по величине игроком рынка после «Аэрофлота», а в апреле этого года вышла на 1-е место. Это удалось за счет того, что она выполняла намного меньше, чем «Аэрофлот», международных рейсов (полностью запрещенных), а также примерно половину российских рейсов выполняет из своих региональных хабов (прежде всего Новосибирска, а также Иркутска и Владивостока) и только половину из Москвы («Домодедово»). «Аэрофлот» летает лишь из «Шереметьево», и спрос на рейсы из Москвы в апреле и мае упал сильнее, так как для прилетающих москвичей почти все регионы ввели обязательный 14-дневный карантин. Карантинные меры стали отменять только в июне. В предыдущие годы «Аэрофлот» опережал по пассажиропотоку основного российского конкурента в 2–3 раза.

«Аэрофлот» в июне остался на 2-м месте с трафиком в 523 000 человек, или 16% от июня 2019 г. В апреле и мае пассажиропоток национального перевозчика падал более чем на 90%. Лоукостер «Победа» (100%-ная «дочка» «Аэрофлота») сразу после возобновления полетов вернул себе 3-е место и половину показателей прошлогоднего июня – 439 000 клиентов. В апреле – мае «Победа» полностью останавливалась, чтобы сократить издержки в период низкого спроса и не развозить коронавирус по России. Уже в первые дни полетов в июне компания вышла на докризисную загрузку кресел – около 95%, но достигнуто это путем аномально низких цен: в июне лоукостер большое количество билетов продавал по минимальным ценам, так что средняя цена билетов была в 2–3 раза ниже, чем год назад. Это означает летать в убыток, признавал сотрудник лоукостера.

4-е и 5-е места в июне заняли Utair и авиакомпания «Россия», которые перевезли соответственно 201 000 (27% от июня 2019 г.) и 199 000 (15%) человек.

Абсолютным лидером по сохранению бизнеса в июне, как и в апреле, стала региональная авиакомпания «Азимут» – она перевезла 75 000 человек, это 68% от показателей июня 2019 г. «Азимут» большинство рейсов совершает из Ростова-на-Дону и Краснодара в другие нестоличные города, значительная часть рейсов субсидируется из федерального и региональных бюджетов, значит, их можно выполнять без убытков даже при серьезном падении продаж.

«Показатели отрасли в июне выросли относительно мая втрое, это хороший результат, некоторый потенциал роста за счет внутренних линий еще остается, но он будет быстро исчерпан. Тогда дальнейшее восстановление будет возможно только за счет международных линий, которые в мирное, так сказать, время обеспечивали около 50% всего трафика», – говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Лидеры по перевозкам

«На рост в июне сработали постепенное снятие эпидемиологических ограничений и сезонное увеличение спроса на курортные направления. При этом рост до уровня 22% от июня 2019 г. – это незначительный показатель», – считает старший эксперт авиационной практики Bain & Company Сергей Зайцев. Но даже такой рост сопровождается существенным падением цен на билеты (не менее 30–40%) и не позволяет говорить о сколько-нибудь значимом восстановлении доходности авиакомпаний, добавляет Зайцев. Июньский рост обеспечен в том числе за счет низких цен – на внутренний рынок выходят дополнительные самолеты, авиакомпании снижают цены, чтобы их загрузить, согласен Рыбак. Высокий летний сезон для отрасли в этом году скорее всего окажется убыточным, поэтому проблемы авиакомпаний еще впереди, предупреждает он.

Единственными массовыми курортными направлениями для россиян пока остаются Сочи и Симферополь. По данным сервиса tutu.ru, например, средняя стоимость авиабилетов на черноморские курорты и в Минеральные Воды из Москвы этим летом на 22–43% ниже, чем летом 2019 г.

Представители S7, «Аэрофлота» и «Победы» на запросы в воскресенье не ответили.

Сколько перевозили