Резидентам бизнес-центров нужна органичная и комфортная среда

Владимир Киреенко, CEO проекта Comcity

На рынке коммерческой недвижимости, в том числе и российском, постепенно меняется парадигма. На первый план выходят человек и его потребности, а не стремление заработать на каждом свободном квадратном метре. 

Качественная инфраструктура

С каждым годом арендаторы становятся все более требовательными к инфраструктурной составляющей офисных комплексов, им уже недостаточно иметь под рукой продуктовый магазин и столовую. Из-за нехватки свободного времени резиденты бизнес-центров не могут позволить себе посещать торговые комплексы поблизости, поэтому собственнику нужно создавать максимально разнообразную инфраструктуру внутри проекта. 

Во главу угла необходимо ставить человека, его потребности и интересы. Во всем мире понятие бизнес-пространства и отношение к нему меняются. Это уже не точечные объекты, которые должны отвечать принципам эффективности, безопасности и удобства, а комплексные бизнес-парки, учитывающие целый ряд факторов. Поэтому помимо операторов ритейла и сопутствующих услуг хорошая инфраструктура включает парковые зоны, зоны отдыха, качественные гостиницы. Например, в офисном парке Comcity мы планируем открыть бизнес-отель совместно с Accor Group под брендом Novotel. Это позволит удовлетворить запрос со стороны командированных сотрудников компаний-арендаторов и бизнес-делегаций.

Lifestyle-подход 

Раньше девелоперы и собственники бизнес-центров при реализации проектов прежде всего думали о том, чего хотят компании, арендующие у них офисы. Однако такой подход устарел – теперь на первое место выходят не обезличенные организации, а люди. Сейчас важнее обращать внимание на то, как и где хочет работать человек, каким образом можно удовлетворить его запросы, как сделать пребывание на работе комфортным. Мало построить хороший бизнес-центр с полной инфраструктурой, важно знать желания его резидентов, устраивать мероприятия, повышающие их лояльность к проекту, создавать комьюнити в соцсетях, проводить опросы.

Владимир Киреенко

Окончил Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина по специальности «инженер-геолог».

Более 20 лет занимает руководящие позиции в крупных компаниях, таких как «Главмосстрой», ТПС, «РТМ девелопмент», «Сити XXI век», «В2В девелопмент» и др.
С 2016 г. – CEO проекта комплексного развития территории Comcity в компании PPF Real Estate Russia.

Именно благодаря такому подходу происходит бурный рост коворкингов и других гибких пространств. Крупные девелоперы поняли перспективность данных форматов и тоже занялись их развитием.

Экологичность

Вслед за западными коллегами девелоперы в России также постепенно начинают задумываться о сокращении потребления энергии и выбросов отходов. Пока этот процесс идет медленно, однако в будущем зеленое строительство станет обычной практикой и в нашей стране. 

При этом нужно не только применять зеленые стандарты строительства, но и интегрировать экотехнологии во время эксплуатации объектов, а также придерживаться принципов экологичного управления. Это особенно важно, если собственник хочет привлечь крупных международных арендаторов. Например, наличие сертификата LEED (Leadership in Energy and Environmental Design – рейтинговая система сертификации зеленых зданий, разработанная в США) с оценкой Gold у Comcity повлияло на решение некоторых интернациональных компаний арендовать офисные площади именно в нашем проекте.

Баланс life & work 

В последнее время по всему миру быстро набирает популярность создание интегрированных пространств, в которых можно жить, работать, учиться, заниматься спортом, делать покупки и получать все необходимые сервисы. Особенно актуально это для мегаполисов с их бешеным ритмом жизни. Большую часть времени человек проводит на работе, поэтому логично строить не просто деловые центры, а масштабные многофункциональные комплексы, включающие и офисы, и жилье, и всю необходимую инфраструктуру для работы и отдыха. 

Так устроены кампусы многих международных технологичных компаний, например Google, Facebook, Apple, сотрудники которых работают в офисных парках и живут там же – в жилых комплексах поблизости. Мы учли этот тренд при реализации жилого комплекса бизнес-класса с детским садом, школой, детскими площадками и велодорожками в рамках развития Comcity. Он предназначен в том числе для наших резидентов – молодых высококвалифицированных сотрудников современных крупных компаний, ценящих свое время и не желающих ежедневно тратить по нескольку часов на дорогу до офиса и обратно.

Децентрализация

Практически во всех европейских столицах деловая функция вынесена из центра города в районы бизнес-активности. В таких децентрализованных проектах расположены штаб-квартиры крупнейших интернациональных компаний. 

В России создание бизнес-парков за пределами городской черты пока еще не получило всеобщего распространения, но в Москве многие девелоперы уже поняли, что для привлечения крупнейших федеральных и интернациональных компаний необязательно строить офисы в центре столицы – арендаторы готовы ехать за МКАД, при условии что в бизнес-парках будет создана вся необходимая инфраструктура и налажена транспортная доступность. Это подтверждает и опыт Comcity – среди наших резидентов такие гиганты, как «Ростелеком», Tele2, Oracle, Coca-Cola HBC, Orion Group.

Человеческий масштаб

Во многих городах мира огромные небоскребы постепенно выносятся в отдельную зону, уступая место малоэтажным сооружениям. В Европе практически все столицы имеют застройку человеческого масштаба – люди больше не хотят жить в муравейниках. 

В нашей стране этот тренд, к сожалению, пока не очень популярен, однако некоторые девелоперы уже начали отказываться от гигантских высоток в пользу небольших зданий. Создавая офисный парк Comcity, мы намеренно не стали строить многоэтажные башни, выбрав среднеэтажную застройку – от пяти до девяти этажей, – что позволило создать органичную и комфортную среду для резидентов, а в ближайшем будущем еще и обитателей жилого квартала в составе проекта.