Депутаты предложили размещать российское вино на лучших местах в магазинах
Также они хотят снять ограничения на рекламуГруппа депутатов от «Единой России» направила предложения к проекту закона о виноградарстве и виноделии председателю комитета Госдумы по экономической политике Сергею Жигареву. «Ведомости» ознакомились с письмом, его отправку подтвердил один из авторов – депутат Виктор Водолацкий. Представитель комитета не сказал, поступило ли письмо.
Депутаты предлагают снять все запреты на рекламу вина из российского винограда. Сейчас реклама алкоголя запрещена, но российское вино можно рекламировать в газетах и журналах, на пищевых и ресторанных выставках, а также на радио и телевидении в ночное время.
Нужно рассказывать о российских винах, но закон о рекламе ограничивает эти возможности, говорит Водолацкий. Виноделы никогда не были крупными рекламодателями на телевидении, но им важен доступ к печатным изданиям, указывает президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. Пока в России не сформировалась культура потребления вина, реклама должна носить информационный характер, согласен гендиректор крымской Alma Valley Сергей Лебедев. Представитель ФАС отметил, что изменение подхода к рекламе требует серьезного обоснования.
Поправки в закон о рекламе разработал и Минсельхоз: они разрешают наружную рекламу вин с защищенным географическим указанием и наименованием места происхождения в радиусе 200 км от производственных площадок, а также на подъездах к крупным торговым объектам и отелям вместимостью свыше 30 номеров. Проект до конца года будет внесен в правительство, говорит представитель Минсельхоза.
Депутаты хотят также обязать розницу размещать российское вино на отдельных стендах и стеллажах на лучших местах. Ими считаются места на уровне глаз покупателя или чуть ниже, выкладкой занимается категорийный менеджер, используя определенную логику для всех категорий товаров, говорит гендиректор Infoline-аналитики Михаил Бурмистров. Продукцию из российского винограда предлагается маркировать надписью «Сделано из российского винограда», а всю остальную – запретить называть российской. Информация о происхождении должна занимать не менее 30% этикетки.
В самом законопроекте есть и другие подобные предложения: выкладка должна сопровождаться надписью «Вино России», 20% этикетки виноградосодержащих напитков должно занимать уведомление «Не является вином».
Размещение на отдельных стендах и стеллажах на продажах не скажется, поскольку в крупных сетях вино и без того делится по странам происхождения, говорит директор крупнейшей в Восточной Сибири торговой сети «Командор» Андрей Тетерин. Российские вина и так лидируют в продажах, особенно хорошо продаются краснодарские и крымские, рассказывает он.
Подобные меры создают неравные условия конкуренции, ограничивают потребителя и нуждаются в проработке, говорит представитель Ассоциации компаний розничной торговли: они не учитывают особенности форматов магазинов, торговую площадь, географию происхождения вин и другие особенности. Отечественное вино продвигается в сетях, но добровольно, указывает он.
Такие обязательные меры сильно осложнят выкладку в магазинах: придется не только отмечать на полке вина, произведенные в России, но и отделять вино от винных напитков, а вино из 100% выращенного в России винограда от остального российского, говорит сотрудник федерального ритейлера. Это только запутает потребителя, вино придется размещать по логике, выбивающейся из общепринятой, в итоге продажи российских вин могут даже упасть, предупреждает он. Представитель Минпромторга не прокомментировал предложения депутатов по существу.
Около трети потребляемого вина делается из отечественного винограда, 40% приходится на импортное бутилированное вино и около трети выпускается из привозного виноматериала, говорит Попович. Производство вина в России с 2015 по 2018 г. сократилось на четверть – до 30,4 млн дал, а импорт вырос на треть – до 22,6 млн, по данным Росстата и ФТС.
Виноделы много лет добивались отдельного законодательства. Обсуждаемый проект был внесен в Госдуму в середине октября группой депутатов, его рассмотрение в первом чтении назначено на 19 ноября. Специальное законодательство поддержит производителей настоящего вина из российского винограда, рассчитывает вице-президент винного импортера Simple Анатолий Корнеев, импортерам такая поддержка не создаст сложностей – они смогут конкурировать по качеству и цене.
Проект поддержали Минфин, Минсельхоз и правительство, предложив его доработать. Например, оказывать господдержку только производителям вина из российского винограда, прежде всего малым и средним предприятиям. Депутаты-единороссы тоже предлагают поддержать небольшие крестьянско-фермерские хозяйств, например пять лет не облагать их налогами, а на шестой год перевести на единый сельхозналог. Также предлагается разрешить любому гражданину получать субсидированные кредиты на 15 лет из расчета 1 млн руб. на 1 га, фермерам – открывать магазины площадью до 10 кв. м и т. д. В России более сотни крестьянско-фермерских хозяйств – на них приходится менее 1% производства вина и винограда, именно они производят одни из самых интересных российских вин, говорит владелец семейной винодельни «Кантина» Алексей Скляров. При правильной поддержке их число и доля на рынке вырастет, считает он. Виноградари уже получают компенсацию затрат на закладку и уход за виноградниками (около 3 млрд руб. в 2019 г., по данным Минсельхоза), льготные кредиты и другую поддержку.
Часть предложений депутатов может быть принята, прежде всего по поддержке малого бизнеса, поскольку такие поручения давал президент, говорит человек, близкий к руководству Госдумы, но законопроект потребует значительной доработки.