ФАС определила эталонные расходы воды и тепла

Эталоны стали понятнее бизнесу, но он все еще ждет конкретных расчетов
ФАС сформировала перечень базовых затрат компаний, которые будут учитываться при формировании эталонных тарифов для воды и тепла
ФАС сформировала перечень базовых затрат компаний, которые будут учитываться при формировании эталонных тарифов для воды и тепла / Андрей Гордеев / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сформировала перечень базовых затрат компаний, которые будут учитываться при формировании эталонных тарифов для воды и тепла. Этот единый классификатор операционных расходов ведомство направило на рассмотрение в Минэкономразвития. «Ведомости» ознакомились с документом, представитель ФАС подтвердил его подлинность.

Изменить регулирование тарифов президент России Владимир Путин поручал в августе 2018 г. ФАС и Минэкономразвития подготовили проект нового закона о тарифах. В нем приоритет отдается методу эталонных ­затрат – сравнению операционных расходов организаций с ­одинаковой деятельностью в сопоставимых условиях.

Отдельно Минэкономразвития сформировало порядок определения эталонов для водо- и теплоснабжения и водоотведения. Расходы, по которым будут рассчитывать эталоны, определила ФАС. Они учитывают производственные, ремонтные, административные, сбытовые издержки компаний. В частности, выделяются затраты на покупку сырья и материалов, техническое обслуживание, оплату труда и отчисления на социальные нужды. Среди них, например, расходы на энергетические ресурсы, услуги по пожарной безопасности или охране труда, арендную плату, обучение персонала, аудиторские услуги. Есть вопросы и замечания к предложениям ФАС, но в этой части получится прийти к общему решению, уверен представитель Минэкономразвития. Документ обсуждается, ФАС ожидает позиции по нему со стороны власти и бизнеса, говорит представитель ведомства.

Какие сферы будет регулировать новый закон ФАС и Минэкономразвития

Естественные монополии
Электроэнергетика
Продукция топливно-ядерного цикла
Теплоснабжение
Водоснабжение и водоотведение
Обращение с отходами производства и потребления
Газоснабжение
Транспорт (в том числе железнодорожный, водный, воздушный)

В целом бизнес и эксперты с классификацией согласны. Но она составляется без отраслевого сообщества – некоторые затраты могут быть не учтены, что негативно скажется на дальнейшем выполнении водоканалами своих обязательств, говорит заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Александр Эпштейн, могут появиться риски аварий, снижения качества услуг. В большей степени это касается работы в особых условиях – например, на Крайнем Севере, отмечает он. И сложно по составу расходов судить об их количестве, продолжает финансовый директор ГК «Росводоканал» Андрей Коваленко. Механизм становится более понятным, но расчетов действительно не хватает, соглашается руководитель экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова. Также по теплу никак не учитываются возобновляемые источники энергии – использование тепловых насосов, например, отмечает она, потому пока не ясно, будут ли эталоны распространяться на такой вид расходов и как будет рассчитываться в итоге тариф.

Перед тем как установить обоснованные операционные затраты, Минэкономразвития разбило предприятия ЖКХ на группы – предлагало отдельно вести расчет, например, для холодного водоснабжения, для производства тепла с использованием разного топлива. Но бизнес обращал внимание, что параметров, по которым нужно делить группы, гораздо больше. ФАС уточнила списки групп и также направила перечень в министерство. В частности, служба предлагает отдельно рассматривать компании, осуществляющие все этапы водоснабжения питьевой и технической водой, сгруппировать организации водоотведения по сбыту, транспортировке и очистке, а тепловые компании по мощности и конкретному виду деятельности.

109 статей расходов

для воды и 99 для тепла предлагает учитывать в эталонах ФАС

Источники: ФАС, Минэкономразвития

В варианте ФАС нет обработки и утилизации осадка сточных вод, которую выделяло Минэкономразвития, обращает внимание Эпштейн, это существенная недоработка, которая может привести к высоким экологическим рискам. В целом по-прежнему непонятна цель перехода на эталоны, говорит Коваленко: в текущем прочтении метод больше похож на дополнительные ограничения бизнеса.

Полностью перевести на эталоны воду и тепло планируется в 2023 г., но делать это будут поэтапно: в 2021 г. они заработают в 49 регионах, в 2022 г. – в 20, в 2023 г. – в 16, среди которых Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Но списки еще будут уточняться, отмечал представитель Минэкономразвития. В 2020 г. ФАС и Минэкономразвития планируют протестировать расчет эталонов.