Претензии «Росморпорта» могут угрожать работе угольного порта компании Абрамовича
Госкомпания нашла экологические нарушения и у других стивидоров на Дальнем ВостокеВ мае ФГУП «Росморпорт», владеющее от лица государства объектами портовой инфраструктуры, подало иск к Находкинскому морскому торговому порту с требованием досрочно расторгнуть договоры аренды причалов. Арбитражный суд Приморского края начнет рассмотрение иска 14 августа. Принадлежит Находкинский порт компании Lanebrook ltd Романа Абрамовича и Александра Абрамова. В 2018 г. порт перевалил 10,2 млн т грузов, в том числе 8,2 млн т угля.
«Договорами аренды причалов предусмотрены требования по соблюдению экологических норм арендаторами. Иск к Находкинскому порту связан с тем, что портом не применяются эффективные меры к снижению вредного воздействия на окружающую среду, а также не исполняются в установленный срок предписания Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора, Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, требования Находкинской транспортной прокуратуры», – сообщил журналистам гендиректор «Росморпорта» Андрей Лаврищев.
«Если и другие предприятия не будут соблюдать требования экологического законодательства, мы будем вынуждены принять аналогичные меры», – добавил он. Обычно претензии к угольным портам связаны с недостатками или отсутствием оборудования для подавления пыли, оборудования для очистки воздуха и мониторинга атмосферы, ливневой канализации, поясняет человек, близкий к Минтрансу.
Представитель Росприроднадзора на запрос «Ведомостей» не ответил.
«Все замечания к работе порта оперативно устраняются в рабочем порядке, при этом мы готовимся к рассмотрению иска», – говорит человек, близкий к Находкинскому порту.
Дальний Восток является главным направлением экспорта российского угля. В 2018 г. через дальневосточные порты было перевалено примерно 100 млн т угля из 199 млн российского экспорта. Сотрудник стивидорной компании рассказал, что письма с экологическими претензиями «Росморпорт» разослал всем стивидорам.
Лаврищев подтвердил, что «Росморпорт» разослал письма с предложением о досрочном расторжении договоров аренды и иным компаниям, работающим в Восточном порту, а также в порту Посьет.
«Если договор аренды причалов не предусматривает расторжения в одностороннем порядке, то такие письма необходимо отправить арендатору, чтобы в случае его несогласия можно было требовать расторжения в судебном порядке», – говорит партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.
Кроме того, были направлены запросы в контролирующие и надзорные органы, а также в службу судебных приставов. После анализа полученной информации «Росморпорт» рассмотрит вопрос о наличии оснований для подачи исков о досрочном расторжении договоров аренды, рассказал Лаврищев. В Восточном порту уголь переваливают АО «Восточный порт» (крупнейший в России по перевалке угля – 24,3 млн т; по данным участников рынка, аффилировано с УГМК) и ООО «Малый порт». Порт Посьет входит в холдинг «Мечел» Игоря Зюзина, в 2018 г. перевалил 5,3 млн т угля.
«Оснований для досрочного расторжения договора нет. Инвестиции «Мечела» в развитие специализированного перегрузочного терминала в порту Посьет составили более 4 млрд руб.», – сказал представитель «Мечела». В рамках проекта техперевооружения порта Посьет компания ведет комплексную работу по модернизации инфраструктуры, снижению воздействия на окружающую среду и обеспечению благоприятной экологической обстановки. «Выгрузка полувагонов осуществляется в закрытом здании при помощи вагоноопрокидывателей, оснащенных системой аспирации, что исключает попадание угольной пыли в атмосферу, все процессы перемещения угля на складе, а также погрузка на суда сопровождаются орошением и осаждением пыли с использованием водяных пушек и спринклерной системы», – говорит представитель «Мечела».
Представитель Восточного порта от комментариев отказался, представитель Малого порта не ответил на запрос «Ведомостей».
«Инициатива по расторжению договоров аренды причалов между «Росморпортом» и операторами морских терминалов недальновидна и деструктивна. Если стивидоры уйдут в вынужденные простои, это нанесет колоссальный ущерб отечественной экономике в самые короткие сроки. При этом инициатива идет вразрез с призывом главы государства наращивать экспорт угля в страны Азиатского региона», – возмущен сотрудник стивидорной компании.
«Сдача в аренду причалов является одним из источников дохода «Росморпорта», плюс крупные терминалы являются градообразующими, их остановка даже на короткий срок вызвала бы чудовищные социальные последствия», – говорит сотрудник другой компании. При этом договоры аренды причалов не предусматривают расторжения по экологическим причинам, уверяет сотрудник одной из компаний.
«У «Росморпорта» нет цели непременно расторгнуть договоры аренды. Самое главное для нас – добиться соблюдения действующих норм экологического законодательства в морских портах», – настаивает Лаврищев.
«До расторжения договоров аренды вряд ли дойдет, это никому не выгодно. Иски скорее стоит рассматривать как элемент давления. «Росморпорт» должен реагировать на накопившиеся экологические проблемы, решение которых в последние годы отставало от развития мощностей, – считает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. – При этом специализированные угольные терминалы – Восточный, Находкинский, Посьет – наиболее безопасные в сравнении с небольшими портами, серьезные экологические вопросы были, пожалуй, только к Находкинскому».
Дисклеймер: Уточнен акционер Находкинского морского торгового порта и источник комментария.