«Газпром» жертвует экспортной выручкой ради сохранения доли на европейском рынке

Компания кратно увеличила продажи газа через электронную торговую платформу
ЭТП – новый инструмент экспортных продаж «Газпрома»
ЭТП – новый инструмент экспортных продаж «Газпрома» / Konstantin Chernichkin / Reuters

«Газпром» продолжает наращивать продажи газа в Европу через электронную торговую платформу (ЭТП). Только в среду они превысили 405 млн куб. м – для сравнения: в январе было в среднем около 30 млн куб. м в сутки. Всего же за восемь торговых дней с начала месяца на электронных аукционах было реализовано около 1,69 млрд куб. м газа, или почти 30% от всех продаж за первое полугодие 2019 г. (5,7 млрд куб. м). Цены на аукционах в июне, по данным Argus, были на 22% ниже, чем в долгосрочных контрактах «Газпрома» с Европой. Этот факт и темпы роста продаж через электронную платформу четко указывают: «Газпром» пока намерен поддерживать свои экспортные поставки в Европу, пишут аналитики Oxford Institute for Energy Studies Джеймс Хендерсон и Джек Шарплс. «И не похоже, чтобы компания была готова жертвовать объемами ради цены», – заключают они.

Возможно, «Газпром» решил использовать ту же тактику, что и Саудовская Аравия в 2015–2016 гг., предполагает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «Только она пыталась вытеснить с рынка сланцевую нефть, а «Газпром» – американский СПГ». Российский газ в Европе более конкурентоспособен по цене, чем американский, объясняет он: чтобы выйти в ноль по EBITDA при продажах в Европу, «Газпрому» нужна цена около $100 за 1000 куб. м, американскому СПГ – не менее $140. Средняя цена продаж через ЭТП с начала июля составила тем временем около $135 за 1000 куб. м, по данным «Газпром экспорта».

В июне котировки на европейских газовых хабах достигли 10-летнего минимума – $112,4 за 1000 куб. м. «Газпром» наращивает продажи в тот момент, когда ценовая конъюнктура складывается не в пользу поставщиков СПГ, говорит аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Сергей Капитонов. Даже «Новатэк», ранее поставлявший СПГ по спотовым контрактам в основном в Европу, в последние недели перенаправлял грузы в Китай и Израиль, обращает внимание эксперт. «Впрочем, с восстанавливающимися в последние дни ценами на европейских площадках и сокращением «азиатской премии» стоит ожидать усиления конкуренции поставщиков СПГ на рынке Европы», – прогнозирует Капитонов.

Дополнительное предложение дешевого газа на европейском рынке способствует вытеснению с него поставщиков с более высокими операционными затратами. Но это скорее демонстрация того, что «Газпром» эффективно приспосабливается к сложившимся правилам игры, считает Капитонов, «и показывает конкурентам, что может работать в такой конъюнктуре, а вот они – нет». Ради того чтобы потеснить конкурентов, «Газпром» готов смириться с существенным снижением экспортной выручки. Финансовые результаты за II квартал компания пока не раскрывала. Но исходя из данных платежного баланса при сопоставимых с I кварталом экспортных поставках выручка «Газпрома» от них снизилась во II квартале на 38% – с $14,1 млрд до $8,7 млрд.

«Бесконечно демпинговать невозможно – цены устойчиво ниже $150–170 за 1000 куб. м могут привести к существенному ухудшению финансового положения компании и необходимости пересмотреть программу капитальных вложений, – предупреждает Маринченко. – У правительства тоже может возникнуть вопрос, что более оптимально – защищать долю рынка или немного снизить поставки, чтобы стабилизировать цены».

Почти 75% газа в первой половине 2019 г. было продано с поставкой на хабы Gaspool, NCG и TTF. Физически этот газ доставляется в Европу трубопроводными маршрутами, которые обходят Украину, обращают внимание Хендерсон и Шарплс в своем отчете. «Другими словами, продажи ЭТП сосредоточены на направлениях, обслуживаемых трубопроводами, которые принадлежат «Газпрому», а именно на «Северном потоке» и газопроводе Ямал – Европа, – пишут они. – В первом «Газпром» владеет 51% акций, во втором – всем белорусским участком и 48% польской части трубы».

Значительный рост продаж газа на ЭТП минуя газотранспортную систему Украины «в скором времени послужит лучшим доказательством того, какое направление подачи российского газа предпочитает европейский потребитель», считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Это может помочь «Газпрому» вывести «Северный поток – 2» из-под действия европейского антимонопольного законодательства для 100%-ного заполнения трубопровода. Ставка на увеличение доли рынка повышает вероятность того, что «Газпром» будет искать конструктивное решение для продления договора на транзит газа через Украину, считает Маринченко, в противном случае его возможности нарастить добычу будут сильно ограничены даже при выходе на полную мощность «Северного потока – 2» и «Турецкого потока».

ЭТП – новый инструмент экспортных продаж «Газпрома»