Бизнес приблизился к отмене части требований по репатриации валютной выручки

Комитет Госдумы одобрил законопроект, и первое чтение запланировано на четверг
Депутаты не против отменить требования репатриировать экспортную выручку хотя бы для части бизнеса
Депутаты не против отменить требования репатриировать экспортную выручку хотя бы для части бизнеса / Максим Стулов / Ведомости

Все ближе отмена требований о репатриации экспортной выручки хотя бы по некоторым контрактам – во вторник думский комитет по финансовому рынку рекомендовал принять об этом законопроект. Правительство внесло его в начале июня: за несырьевой экспорт выручку в рублях можно будет не возвращать уже со следующего года, а за сырьевой – с 2024 г. Законопроект может быть рассмотрен в Госдуме уже в четверг.

Сейчас экспортеры обязаны зачислять и рублевую, и валютную выручку на счета в российских банках. Исторически это самое суровое требование для российского бизнеса, пишут в обзоре аналитики PwC. За каждый день просрочки компания должна платить штраф в 1/150 ключевой ставки ЦБ, штраф за невозврат – 75–100% от суммы сделки, а за нерепатриацию выручки в особо крупном размере можно лишиться свободы на пять лет.

Исследование Российской экономической школы показало, говорит профессор Наталья Волчкова, что необходимость возвращать выручку создает серьезные сложности небольшим экспортерам. Их издержки на репатриацию достигают 5% и даже 7% от суммы контракта, посчитал директор Института международной экономики и финансов Академии внешней торговли Александр Кнобель.

Репатриация была нужна, когда действовал запрет на вывоз капитала и требование обязательной продажи валютной выручки (отменены в 2007 г.), объяснял партнер «Пепеляев групп» Иван Хаменушко: «Сейчас это архаичная, мешающая работать норма».

Это признают и власти – и повторяют, что пора смягчать валютное законодательство. Первые шаги сделаны: валютную выручку не должен репатриировать бизнес, оказавшийся под санкциями.

Законопроект постепенно отменяет требования к экспортерам сырья возвращать выручку: с 2020 г. они смогут оставлять за рубежом 10% суммы договора, с 2021 г. – 30%, с 2022 г. – 50%, с 2023 г. – 70%, с 2024 г. – сумму целиком. Это расширит использование рубля во внешнеторговых расчетах, указано в заключении комитета. По договорам займа требование о репатриации остается.

Пока роль у рубля скромная: по данным ЦБ, в 2018 г. рублями оплачено 13,6% экспорта. В расчетах за экспорт со странами дальнего зарубежья доля рублей – 7,6%, с Китаем – 6,2%, с ЕС – 8,3%. Доля рублей в расчетах с СНГ – 63,1%, со странами ЕАЭС – 70,2%.

Расчеты с нерезидентами в рублях станут гораздо привлекательнее, считает старший юрист KPMG Антон Руднев. У зарубежных партнеров обычно нет желания переходить на рубль, убедить их можно, например, скидкой, говорит Кнобель. На общий экспорт законопроект влияния не окажет – слишком незначительны послабления, считает эксперт.

Еще одно важное нововведение касается не компаний, а людей: правительство предлагает снять часть ограничений на использование зарубежных счетов. Например, на личный зарубежный счет российского резидента можно будет зачислить деньги без ограничений при соблюдении двух условий: если банк находится в государстве – члене ОЭСР или ФАТФ и если эта страна автоматически обменивается с Россией налоговой информацией. В 2018 г. в обмене участвовало 86 стран, которые обменялись информацией более 4500 раз. Россия отправила в 2018 г. информацию в 42 страны, а получила от 58 стран. Если движения по счету за год не превысят 600 000 руб., не нужно отчитываться в ФНС.

Законопроект расширяет перечень разрешенных операций по счетам в остальных юрисдикциях: можно зачислять доходы от продажи драгметаллов, плату за работу, услуги, авторские права и др., если человек более 183 дней пробыл за рубежом. Это большое облегчение для людей, уверена операционный директор ITS Wealth Management Екатерина Попова.

Есть и ужесточение – если резидент открыл счет в финансовой организации, он обязан уведомить ФНС. Сейчас такое требование есть только для банковских счетов.

Вопросы к законопроекту остались. У термина «организации финансового рынка» разное значение в Налоговом кодексе и КоАПе, обращает внимание комитет в заключении. Непонятно, можно ли зачислять деньги на счета компании за рубежом, если эта страна приняла стандарты CRS, но не обменивается информацией непосредственно с Россией.

Проект нужно обсудить с ЦБ.

ЦБ выскажет точку зрения при обсуждении проекта в Госдуме, лаконичен его представитель.