Как правильно регулировать доступ к частотным ресурсам
Алексей Корня, президент МТСАлексей Корня
Окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.
Начал карьеру в компаниях «Северо-Западный телеком» и «Прайсвотерхаускуперс аудит». В 2004 году пришел в МТС на должность финансового директора регионального подразделения «МТС Урал». С 2004 по 2007 г. – директор группы МТС по бизнес-планированию. 2007–2008 гг. – директор группы МТС по контроллингу.
2008–2010 гг. – врио вице-президента МТС по финансам и инвестициям, с 2010 г. по 2016 г. – вице-президент по финансам и инвестициям. 2016–2018 год – вице-президент по финансам и инвестициям, слияниям и поглощениям. В марте 2018 г. назначен президентом, председателем правления ПАО «МТС».
Для нас одним из ключевых вопросов ближайших лет будет развитие 5G и регуляторика, связанная с этой технологией. Потому что 5G – это не только про телеком, но и про цифровую экономику вообще.
Первое. Сейчас для развития 5G у нас недостаточно свободного спектрального ресурса. Базовая технология в мире (очевидно, так же будет и у нас) основана на частоте 3,5 ГГц. Необходима некая государственная программа, нацеленная на высвобождение этого ресурса. В принципе, понятно, что в дополнение к 3,5 ГГц могут быть и частоты 4,5 и 4,9 ГГц, но они точно не являются основными. Суммарно на всех операторов исходя из прогнозов роста трафика (не важно, как он будет распределяться) нам нужно от 400 до 600 МГц в этом спектральном ресурсе и до 1 ГГц в высоком спектральном ресурсе. И если мы говорим про диапазон 27–29 ГГц – тоже от 1 ГГц и даже, может быть, больше. Коллега из Минкомсвязи [Денис Ляшенков] говорил про 400 МГц на оператора, в принципе, мы можем согласиться с этой оценкой. И понятно, что сети 5G будут комбинацией низкого и высокого ресурсов. Построить сети только на высоком ресурсе невозможно просто в силу недостаточности радиуса покрытия.
ПАО «Мобильные телесистемы» (МТС)
Оператор связи. Акционеры (данные компании на 8 мая 2019 г.): АФК «Система» (эффективная доля владения – 50,007%), в свободном обращении – 44,35%. Капитализация (NYSE) – $6,96 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2018 г.): выручка – 480,3 млрд руб., чистая прибыль (за вычетом доли меньшинства) – 6,8 млрд руб. Абонентская база (по итогам 2018 г.): 105,3 млн человек (в том числе в России – 78 млн). Компания создана в 1993 г. Оказывает услуги мобильной связи и передачи данных в России, Украине, Армении, Белоруссии.
Второй очень важный момент – необходимо прозрачное, понятное и последовательное регулирование доступа операторов к этому ресурсу. Исторически такими правилами были конкурсные процедуры. Можно их сохранить или выбрать сценарий, где спектральный ресурс будет выделяться на объединение операторов. Но в любом случае наша принципиальная позиция – что сами операторы должны быть непосредственными пользователями этого спектрального ресурса. С нашей точки зрения, неправильно, если спектр будет распределяться не на операторов. Это приведет к снижению конкуренции и будет непоследовательно по сравнению с тем, как развивались технологии 2G, 3G и 4G. Есть достаточно разумный сценарий, когда операторы, используя существующую инфраструктуру, могут обмениваться ею и тем самым оптимизировать инвестиции в развитие соответствующего спектра.
Есть удачные форматы диалога с регулятором – примером может служить АНО «Цифровая экономика», где происходит взаимодействие бизнеса и государства. В рамках этой платформы, мне кажется, есть возможность донести позицию бизнеса и находить какие-то взаимоприемлемые конструктивные решения. Очень важно, чтобы такие площадки не становились местом для лоббирования индивидуальных интересов, а способствовали общему развитию индустрии и регуляторной среды в стране.
Текст подготовлен по материалам XV ежегодного международного форума операторов связи «Телеком 2019: расширяя границы в цифровое будущее», проведенного газетой «Ведомости» 16 апреля 2019 г.