Треугольник для 5G
Геворк Вермишян, гендиректор «Мегафона»
Что касается экономической ситуации, в которой сейчас находится телеком, мне вспоминается древнегреческий полководец Ксенофонт. Ему предстояла большая битва, но его войско было малочисленным по сравнению с армией противника. И тогда он разместил своих воинов спинами к пропасти, и они победили.
То есть хочешь не хочешь, а телекомпродукты, которыми мы все славились и на которых сейчас зарабатываем деньги, в силу прогресса, в силу развития технологий превращаются в некую freemium-модель (бесплатные продукты и сервисы имеют платную расширенную или улучшенную версию, также плата взимается за другие продукты, связанные с основным. – «Ведомости»). Мы очень не любим говорить об этом, но, к сожалению, это так. Человек считает это уже базовой услугой, поэтому платить за нее в 5 раз больше он не захочет. А это диктует нам, прижатым к пропасти, уходить в цифровые сервисы и в совершенно другие, не телекомовские продукты, для которых телеком является фундаментальной платформой. И таких очень много.
Геворк Вермишян
В отношении 5G – здесь связка очень понятная. Я абсолютно согласен, что без этой технологии достичь доли цифровой экономики и ВВП на уровне double digit [двузначных показателей] будет просто невозможно. Современные технологии не в состоянии пропустить такой объем данных, или обеспечить такие задержки [сигнала], или прокачать данные на таких скоростях.
ПАО «Мегафон»
По поводу лицензий 5G и спектра 5G – я просил бы не забывать и 700-й диапазон [694–790 МГц]. Он глобально весьма популярен, и под него вендоры как телекоммуникационного, так и терминального оборудования разрабатывают и скоро уже выпустят не то что прототипы, а прямо как бы боевое оборудование. И в нашей стране 700-й диапазон тоже в определенной степени уникален. Он номинирован «в операторы» около восьми лет назад. И так же точно, как и в случае с 800-м диапазоном [790–862 МГц], операторы исправно платят за эти радиочастоты, несут операционные расходы, однако пользоваться мы им не можем, потому что там мультиплексы [цифрового ТВ]. И мы в «Мегафоне» очень надеемся, что процесс цифровизации телевидения позволит высвободить эти частоты и они перейдут в пользование операторам, которые создадут бо́льшую экономическую ценность на этом активе.
Напомню просто, что частотная история для 5G не может сводиться к разговору «нам нужен только один диапазон». К сожалению, нет – потому что продуктовый пласт открывающихся возможностей очень широк.
Приведу конкретный пример. Например, для промышленного интернета не нужен миллиметровый диапазон. Во-первых, это совершенно не окупаемо, а во-вторых, там не нужны сильные очень узкие задержки. Например, для беспилотного автомобиля или для киберхирургии нужны не то что милли-, а наносекунды задержки. И это может обеспечить только верхний диапазон.
В то же время большая часть продуктов действительно попадает в диапазон 3,4–3,8 ГГц. Поэтому мне кажется, что надо обращать внимание на все три диапазона: миллиметровый [24,25–29,5 ГГц], 3,4–3,8 ГГц и на 700-й диапазон.
Текст подготовлен по материалам XV ежегодного международного форума операторов связи «Телеком 2019: расширяя границы в цифровое будущее», проведенного газетой «Ведомости» 16 апреля 2019 г.