У Мордашова есть меньше двух месяцев на покупку «Ленты»

Сделка нравится аналитикам, но некоторые миноритарии недовольны
По условиям сделки, если одобрение ФАС не будет получено до 31 мая, договор о приобретении акций перестанет действовать
По условиям сделки, если одобрение ФАС не будет получено до 31 мая, договор о приобретении акций перестанет действовать / Bloomberg / Gettyimages

1 апреля крупнейшие акционеры сети «Лента» – TPG Group и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – договорились продать свои доли «Севергрупп» Алексея Мордашова, суммарно – 41,91%. Об этом говорится в сообщениях «Ленты» и «Севергрупп». Покупатель заплатит $3,6 за расписку ритейлера, а за оба пакета – $728,9 млн. По уставу «Ленты» покупатель выставит оферту миноритарным акционерам ритейлера: они смогут продать расписки на акции «Ленты» по $3,6 или акции по $18. Вся «Лента» оценена в $1,75 млрд.

Мордашов – владелец «Северстали», Forbes в 2019 г. оценил его состояние в $20,5 млрд – 4-е место среди богатейших бизнесменов России. Среди его активов – крупнейший онлайн-продавец продуктов питания в России «Утконос». «Лента» – третья по выручке розничная сеть в России после X5 Retail Group и «Магнита», которые в основном развивают более мелкие магазины у дома – «Пятерочку» и «Магнит» соответственно.

Сделку должна одобрить Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Представитель «Севергрупп» говорит, что ходатайство направлено 2 апреля. Пресс-служба ФАС не ответила по существу на вопрос.

По условиям сделки, если одобрение ФАС не будет получено до 31 мая, договор о приобретении акций перестанет действовать, сказано в материалах «Ленты». «Севергрупп» надеется получить одобрение за 30 дней, сообщил ее представитель: «Это достаточно стандартное для подобных соглашений условие. Мы не видим препятствий для того, чтобы сделка была закрыта».

Ряд миноритариев недовольны ценой оферты. Представители Prosperity Management заявили на телеконференции с аналитиками и инвесторами, что цена $3,6 за расписку низка. С ними согласился представитель другого инвестора, участвовавший в телеконференции (его имя было названо неразборчиво): цена сделки на 50% ниже цены IPO и на 30% – средней за последние три года.

TPG и ЕБРР стали совладельцами «Ленты» в 2009 и 2007 гг. соответственно. При выкупе долей основателей «Ленты» ее бизнес оценивался в $2,6 млрд, сообщали источники «Ведомостей». IPO «Ленты» на Лондонской фондовой бирже в 2014 г. прошло по цене $10 за расписку, а капитализация «Ленты» к началу условных торгов в первый день после сделки была $4,3 млрд. По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, TPG при покупке заплатила около $900 млн и при продажах части пакета в ходе размещений с 2014 г. выручила около $550 млн. Человек, близкий к одному из акционеров «Ленты», оценивает доходность инвестиций ее крупнейшего акционера около 100% (за все время).

Аналитикам будущая сделка понравилась. Для «Ленты» возможен «синергетический эффект» благодаря опыту «Севергрупп» в IT-решениях (группа инвестировала в ряд IT-проектов), отмечают аналитики «Атона»; в цене предусмотрена премия. Цена сделки предполагает премию 8,1% к цене закрытия на Лондонской фондовой бирже за день до появления информации о подготовке сделки, 26 марта, и 9,8% – к средневзвешенной цене за полгода. Кроме того, отметили аналитики «Сбербанк CIB», структура сделки «достаточно прозрачна». Цена сделки вполне отражает текущее состояние бизнеса «Ленты», отметили аналитики «ВТБ капитала».

«Севергрупп» рассчитывает на высокий потенциал российской розницы, говорит представитель группы: бизнес-модель «Ленты» позволяет извлечь максимальную пользу из глобального тренда омниканальности, т. е. стирания границ между покупками в онлайне и традиционных магазинах.

Для этого, рассуждает он, есть несколько предпосылок. «Лента» работает почти по всей стране, у нее есть разные форматы, гипер- и супермаркеты в 88 городах и 12 распределительных центров. Но по сравнению с ближайшими конкурентами число точек не так велико, отмечает собеседник «Ведомостей», это делает «Ленту» более гибкой. У лидера, X5, на начало 2019 г. было почти 15 000 магазинов, у «Магнита» – более 18 000. Кроме того, по словам представителя «Севергрупп», у «Ленты» есть доступ к данным о клиентах с помощью программы лояльности.

Пока, по словам представителя «Севергрупп», планируется, что «Лента» и «Утконос» продолжат работать отдельно: «Конечно, мы будем изучать возможности для синергии между ними, которые могут быть реализованы в формате коммерческого партнерства».