Авиакомпании и регуляторы мира сомневаются в безопасности Boeing 737 Max

Основные зарубежные рынки для новейшего американского лайнера закрылись
AFP
AFP

Спустя три дня после падения Boeing 737 Max 8 авиакомпании Ethiopian Airlines для этой новейшей модели среднемагистрального лайнера закрылось полмира. Полеты Max запрещены в Европе, Турции, Индонезии, Малайзии, Австралии, ОАЭ и Канаде. Первым еще в понедельник, 11 марта, запрет на полеты Max для своих авиакомпаний ввел Китай (и здесь, конечно, можно было услышать отголосок торговых войн с США: китайский рынок сейчас крупнейший для Max как по количеству эксплуатантов – 13 авиакомпаний, так и по числу самолетов этой модели – 97). Потом плотину прорвало: во вторник вечером запрет на полеты ввело Европейское агентство авиационной безопасности (EASA). А Европа была вторым крупнейшим зарубежным рынком – восемь европейских авиакомпаний имеют 62 таких самолета. Последним ударом стал запрет в среду вечером Канады – третьего по величине иностранного рынка: две канадские авиакомпании эксплуатируют 37 Max.

Добровольно, без регулятивных запретов, полеты Max приостановили с десяток авиакомпаний, в том числе единственный российский оператор S7 Airlines.

В результате полеты могут продолжать, по подсчетам «Ведомостей», меньше 100 Max из 387 поставленных авиакомпаниям на настоящий момент. Не прекращают эксплуатацию этой модели два американских перевозчика (у них в сумме 55 судов). Из незакрывшихся зарубежных рынков более-менее крупный флот Max остался только в Индии – 15 судов у лоукостера SpiceJet.

Корпорация Boeing заявляет, что уверена в безопасности эксплуатации Max. Федеральная авиационная администрация США (FAA), которая считается самым авторитетным в мире авиационным регулятором, сообщает, что изучает всю доступную информацию об эксплуатации и безопасности Max и не видит оснований запрещать его полеты и что власти других стран не представили никаких данных, которые потребовали бы таких мер.

Но в мире предпочитают не рисковать и согласны мириться с убытками от простаивающих самолетов. Всех беспокоит, что новейший самолет разбился второй раз за 4,5 месяца (29 октября разбился Max 8 индонезийской Lion Air) при схожих обстоятельствах – через несколько минут после взлета.

Более того, Financial Times пишет, что политики и профсоюзы пилотов в США требуют от FAA и американских перевозчиков приостановить эксплуатацию Boeing 737 Max вслед за другими странами. И что сенаторы собираются провести слушания в конгрессе по этому поводу. Если FAA, которая сертифицировала Max, подтвердив тем самым безопасность его эксплуатации, приостановит действие сертификата типа, все операторы этого самолета получат веский аргумент при требовании компенсаций с Boeing за простой своих судов.

Сейчас юридических доводов нет. Они могут появиться по результатам расследования эфиопской катастрофы. Но вероятность того, что лайнер разбился исключительно по вине техники, без участия человеческого фактора, невелика. В крушении индонезийского лайнера был виноват отказ датчика угла атаки. Однако экипаж, управлявший тем же самолетом в рейсе, который предшествовал катастрофе, с таким же отказом справился, но не описал ситуацию в отчете о полете (первая человеческая ошибка), техники неисправность не устранили и допустили лайнер к полетам (вторая ошибка), и экипаж рокового рейса оказался к отказу датчика не готов (еще одна ошибка).

Max 8 стоит примерно $60 млн, Max 9 (более новая и вместительная модель, их поставлено всего около 30 из общих 387) – $65 млн. За лизинг одного такого судна авиакомпания платит примерно $400 000–450 000 в месяц. То есть компенсации были бы большими. Не зря президент Boeing Денис Мюлленбург, по данным The New York Times, звонил президенту Дональду Трампу и убеждал последнего, что полеты Max запрещать нельзя.