Израиль не изменит свою политику в Сирии из-за гибели российского самолета
Минобороны России частично опровергло израильские объяснения о крушении Ил-20Представитель Минобороны России Игорь Конашенков представил в воскресенье уточненную версию событий 17 сентября, приведших к крушению у берегов Сирии российского самолета-разведчика Ил-20. По его словам, уведомление от Израиля о нанесении авиаудара по сирийской территории поступило в 21.39, за минуту до удара, когда Ил-20 находился в зоне патрулирования в 70 км от побережья. Однако местом атаки израильтяне назвали север Сирии, а не ее западное побережье, где в реальности был нанесен удар. В 21.59 израильский истребитель F-16 начал маневр в сторону побережья, что было принято ПВО Сирии за начало повторной атаки, и в 22.03 ракета комплекса С-200 поразила российский самолет как более заметную цель. В 22.09 российский дежурный сообщил израильскому, что российский самолет терпит бедствие, и передал требование самолетам ВВС Израиля покинуть зону, чтобы не мешать поисково-спасательной операции. Израильтяне покинули зону патрулирования над морем в 22.40.
18 сентября пресс-служба Армии обороны Израиля утверждала, что Ил-20 был поражен в момент, когда F-16 уже вернулись в воздушное пространство Израиля после нанесения удара. Израильская версия с данными объективного контроля была представлена в Минобороны России на прошлой неделе делегацией ВВС Израиля.
Конашенков также впервые привел конкретные факты действий России в интересах Израиля в Сирии – от поиска погибших в прежних конфликтах тел израильских военнослужащих (в ходе которого был ранен российский военный) до обеспечения безопасности Израиля от обстрелов с сирийской территории. Для этого под прикрытием российской военной полиции летом на Голанских высотах были развернуты наблюдатели ООН, а проиранские отряды численностью более 1000 человек с 24 пусковыми установками ракет после российско-иранских консультаций были отведены на расстояние в 140 км от границы с Израилем. Кроме того, Россия 310 раз уведомила Израиль о действиях своих ВВС у его границы (Израиль уведомил лишь о 25 ударах с 2015 г.) и принимала меры, чтобы чувствительные вооружения в Сирии не попадали в руки враждебных Израилю группировок.
В позиции Израиля «ничего не изменилось и не изменится», заявил в воскресенье в интервью израильскому государственному радио Kan министр обороны Авигдор Либерман. «Мы не допустим, чтобы Сирию превратили в иранскую передовую базу для атак против Израиля, мы <...> действовали и действуем с осмотрительностью и ответственностью и только в тех случаях, когда у нас нет другого выбора», – цитирует его ТАСС.
По словам собеседника в оборонной промышленности, российская версия нацелена на опровержение главного израильского тезиса о том, что Ил-20 погиб в результате беспорядочной стрельбы ПВО Сирии спустя почти час после нанесения удара – получается, что все события были быстротечными. Тем не менее вопросы о координации действий ПВО Сирии и российских военных все равно остаются и касаются именно связи и управления, отмечает собеседник.