Российская компания планирует отправлять туристов в космос за $200 000
Ее инвестором считают миллиардера Искандера Махмудова
«Космокурс» во вторник на форуме «Иннопром» подписал соглашение с НПО автоматики (входит в госкорпорацию «Роскосмос») о разработке бортовой системы управления-телеметрирования для коммерческих ракет-носителей гражданского назначения, сообщила пресс-служба «Роскосмоса». Систему управления для «Космокурса» планируется изготовить в течение пяти лет, эта компания собирается создать комплекс для отправки туристов в космос по суборбитальной траектории, говорится в релизе.
На сайте «Космокурса» сказано, что компания хочет организовывать экскурсии на высоту орбиты Гагарина (180–220 км) по незамкнутой траектории. Для этого компания намерена разработать многоразовую ракету-носитель и многоразовый космический корабль на семь мест (шесть туристов плюс инструктор). Полет будет длиться 15–20 минут, в том числе в невесомости – 5–6 минут, и обойдется каждому туристу в $200 000–250 000, планирует компания. Первый полет «Космокурс» хочет провести в 2025 г. Ракета будет выводить корабль на орбиту и возвращаться на реактивной струе, корабль будет возвращаться сам с помощью двигателей и парашютов.
«Космокурс» создан в 2014 г., на 30% принадлежит гендиректору компании Павлу Пушкину, на 70% – Александру Тукацинскому, который много лет входит в советы директоров Уральской горно-металлургической компании (УГМК) и ее крупного актива «Кузбассразрезуголь». Инвестором «Космокурса» выступает УГМК – точнее, совладелец УГМК Искандер Махмудов, говорит топ-менеджер одной из компаний «Роскосмоса». Инвестором является бизнесмен из списка Forbes, увлеченный космосом, рассказывал Пушкин этому изданию в 2016 г. Вчера Пушкин был недоступен для журналистов, представитель УГМК на запрос не ответил. В 2008–2011 гг. Махмудов был партнером «Роскосмоса» по пяти запускам с космодрома Байконур, писал Forbes. В рейтинге 2018 г. журнал оценил его состояние в $7,3 млрд (16-е место в России).
Самые известные инвесторы в космический туризм в мире – Virgin Galactic (входит в Virgin Group Ричарда Брэнсона) и Blue Origin (создана основателем интернет-гиганта Amazon Джеффом Безосом). Blue Origin планирует отправлять туристов по такой же технологии, как и «Космокурс»: ракета выводит в космос шестиместную капсулу (правда, на высоту только 100 км, зато компания обещает самые большие иллюминаторы из разрабатываемых для космического туризма), капсула возвращается на двигателях и парашютах. У Брэнсона другая технология: специально созданный для компании двухфюзеляжный турбовинтовой самолет взлетает с ракетопланом, на определенной высоте ракетоплан отстыковывается и на собственном ракетном двигателе делает вертикальную петлю с выходом на суборбитальную высоту, затем возвращается на аэродром как самолет с использованием раскладывающихся крыльев. Ракетоплан совершил уже два испытательных полета – правда, поднимался только на высоту примерно 28 км. Ни Virgin Galactic, ни Blue Origin не сообщают на своих сайтах, когда планируют отправить первых туристов.
$20млн
«Брэнсон планировал отправлять туристов еще лет 10 назад, но его проект уперся в вопрос безопасности, что ждет и других инвесторов: надо гарантировать настолько высокий уровень безопасности, чтобы регуляторы разрешили коммерческую эксплуатацию комплекса, а полеты были не опаснее, например, полета на самолете», – говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. Вопрос безопасности будет ключевым для всех проектов, согласен топ-менеджер одной из компаний «Роскосмоса», а в проекте «Космокурса» непонятны даже источники инвестиций.
Все эти проекты правильнее называть суборбитальным туризмом, настоящий космический туризм организовывала только РКК «Энергия» (входит в «Роскосмос») в 2000-х, напоминает топ-менеджер одной из компаний «Роскосмоса». «Отправлять частных туристов в космос придумал Юрий Коптев (в 1992–2004 гг. руководитель Российского космического агентства, предшественника «Роскосмоса») – ракета-носитель «Союз-2в», которая выводит космические корабли «Союз», доказала свою абсолютную надежность за десятилетия эксплуатации», – говорит топ-менеджер компании «Роскосмоса». МКС только строилась, ее экипаж состоял из двух человек, а корабль «Союз» трехместный, поэтому было место для одного туриста, напоминает Ионин. Турист улетал с новым экипажем, проводил на МКС 1–2 недели и возвращался обратно со старым экипажем. Потом экипаж МКС вырос до шести человек, «Союзы» стали возить по три космонавта и для туристов места не осталось, добавляет он. Всего на МКС в 2001–2009 гг. побывало семь туристов, один из них слетал в космос дважды.
Американская компания Orion Span планирует в 2021 г. запустить первый в мире космический отель «Аврора». Ожидается, что уже в 2022 г. первые постояльцы смогут воспользоваться его услугами. «Аврора» будет находиться на расстоянии 322 км от поверхности Земли. Отель будет совершать один оборот вокруг планеты за 90 минут. Так за сутки гости увидят 16 восходов и закатов