Винная дорога Крыма

Янина Павленко, гендиректор ФГУП «ПАО Массандра»

Сегодня развивать виноградарство и виноделие без развития винного туризма, без проведения дегустаций, без проведения экскурсий практически невозможно, потому что это основной инструмент маркетинга, приобщения потребителя к нашему продукту.

Как мы все знаем, все мы путешествовали – винный тур, как правило, состоит из посещения виноградника, самого винного хозяйства, переработки, где мы видим, как создается это самое вино. Конечно же, при винодельне существует маленький отель, чтобы остановиться, если хочешь отдохнуть. И это сопровождается эногастрономией, потому что эногастрономия связана с вином, как ничто иное.

Рассматривая территорию Крыма, мы не разделяем [два субъекта Российской Федерации] Республику Крым и Севастополь – мы считаем полуостров единым целым. С точки зрения развития виноградарства и виноделия мы понимаем, что иного пути у нас нет, кроме как развиваться по уже отработанной схеме, т. е. создавая «Винную дорогу Крыма», которая поможет нам привлечь туристов на полуостров, поможет развивать инфраструктуру сел и поселков. Потому что исторически сложилось таким образом на полуострове, что основные заводы и виноградники находятся у нас в населенных пунктах. И для нас очень важно качество жизни, которое получат люди, которые проживают именно в этой местности и задействованы также в виноградарстве и виноделии.

Я думаю, что многие сидящие в зале могут уже на своем собственном опыте рассказать о тех мероприятиях, которые проводятся на предприятиях в Крыму. В частности, о фестивале в Золотой Балке, о фестивалях в Новом Свете, квестах на «Массандре» и многом другом – это все то, в чем может принять участие турист при путешествии по винной дороге.

Цели и задачи

Ключевой целью проекта «Винная дорога Крыма» является развитие виноградарства и, как следствие, виноделия. Вторая цель, и она не менее важная, – это развитие инфраструктуры той территории, на которой находятся те предприятия, которые производят вино. Сегодня министерство курортов и туризма определяет компанию, которая будет являться основным оператором в этом виде деятельности. Привлечение иностранных туристов в винные туры. И социальный эффект, самый важный – это создание дополнительных рабочих мест.

Задача проекта – заместить неиспользуемые земельные участки виноградниками. Сегодня ведется огромная работа с министерством имущественных и земельных отношений в части изучения свободных земель Республики Крым, которые могут использоваться не только под виноградарство, а могут использоваться еще и под развитие иных сельскохозяйственных видов деятельности, которые будут у нас параллельными: сыроварни, выращивание грибов, выпечка хлеба...

Сегодня крымский продукт уже позиционируется Республикой Крым во всей России как экологически чистый. И также мы хотим позиционировать винодельческий продукт, позиционировать Крым как центр экологически чистого производства сельскохозяйственной продукции – экологически чистые вина, произведенные из экологически чистого винограда.

480 км впечатлений

Мы посчитали: по сложившимся сегодня предприятиям Крыма протяженность винной дороги – 480 км (если мы говорим об основной винной дороге Крыма). Естественно, что она будет разделяться на более маленькие участки по специализациям – мы сейчас определяемся по каким, с вашей помощью также.

Благодаря этой работе с министерством имущественных и земельных отношений мы находим свободные участки вдоль дорог, уже сложившихся дорог и трасс, где можно было бы расположить музеи вина либо дегустационные комплексы, которые могли бы знакомить туриста с вином.

Наша главная задача – чтобы турист, путешествуя по винной дороге, не имел перерыва между заводами более чем 70 км. Условно возьмем последнюю точку [дороги] – массандровский завод в Симеизе он посетил, и до Золотой Балки, до следующей ближайшей винодельческой точки, ему надо проехать 50 км, и по дороге, к сожалению, он ничего больше не увидит. Соответственно, на этом участке в 50 км мы должны вместе с разработчиками проекта придумать те объекты инфраструктуры, которые вовлекут нашего туриста в тему, чтобы он полюбил Крым и привез из Крыма впечатления, что это эногастрономический регион.

Брендирование

Естественно, «Винная дорога Крыма» нуждается в собственном бренде. Да, мы сегодня имеем вина, защищенные географическим указанием Крым, но не все могут позволить себе выпускать эти вина, не говоря уже о винах, защищенных по наименованию места происхождения. Поэтому, безусловно, «Винная дорога Крыма» будет нуждаться в разработке своего бренда, для того чтобы каждый, кто приезжал в Крым, имел четкое представление о том, что крымское вино имеет свой узнаваемый бренд.

Структурирование туристического продукта и сотрудничество с Visit Russia. Речь идет о том, что уже более чем в 40 городах мира открыты представительства Российской Федерации, куда мы представим нашу «Винную дорогу Крыма», и мы надеемся на то, что именно в этих странах, где сегодня открыты офисы Visit Russia, будут иностранным туристам продвигать наш продукт.

Новые площадки для инвесторов

Мы изучаем свободные земли совместно с министерством имущественных и земельных отношений – и [видим, что] появляются новые инвестиционные площадки, которые Министерство экономического развития может использовать как инструмент для привлечения новых инвесторов в эту отрасль, причем уже независимо от масштабов – как маленьких, так и больших. У нас сегодня развиваются крупные инвесторы, но, к сожалению, маленьких инвесторов, которые бы заходили на маленькие винодельни по 5–6 га, – их очень мало. Хотя на самом деле валовой продукт в основном и формирует как раз малый и средний бизнес.

Эффект реализации проекта

Безусловно, появление «Винной дороги Крыма» создаст положительный имидж нашему региону, повысит качество производимой продукции и услуг за счет конкуренции. Рост лояльного платежеспособного туристического потока, который мы ожидаем за счет нового туристического продукта, повысит ВРП и налоговые отчисления и удлинит продолжительность курортного сезона – в этом заинтересованы абсолютно все отрасли республики.

Выгоды резидентов винной дороги, т. е. тех, кто будет принимать участие, в том, что будет происходить развитие инфраструктуры. Многие инвесторы подтвердят: при инвестициях в новый проект основные затраты идут на инфраструктуру, в основном на инженерную. Потому что главная проблема у нас – это водоотведение плюс многие другие. А благодаря «Винной дороге Крыма» будет развиваться инфраструктура, крымские предприятия получат рост продаж и прибыли.

Шаги реализации проекта

В первую очередь, это утверждение команды проекта. Для этого надо составить реестр заинтересованных сторон: производители вина, обязательно рестораторы, конечно, отельеры и, конечно же, крестьянско-фермерские хозяйства, которые заинтересованы в том, чтобы развивать свое производство.

Вторым шагом идет сбор идей и предложений на базе уже наработанных нами – мы также открыты сейчас к любой информации, которую вы готовы нам предоставить, к любым инициативам: мы проводим регулярные встречи, собираем и анализируем предложения участников проекта, ранжируем эти предложения, создаем сводные технические задания, отрабатываем их. Работа идет уже на протяжении трех месяцев с момента предпоследнего заседания нашей саморегулируемой организации, на которой мы впервые заговорили о том, что мы хотим такой проект в Крыму запустить.

Дальше уже сама разработка концепции, экономическое обоснование, отбор предложений, паспорт проекта и маркетинг, проектная документация территориального планирования – это, наверное, самый важный этап. Потому что на первых трех этапах – это наши мысли, наши идеи. Наши – я имею в виду производителей и участников этого рынка. Четвертый этап – это уже профессионально составленная проектная документация территориального планирования, которая будет состоять из двух стадий.

Первая – это анализ существующего положения на тех предприятиях, которые будут участниками нашей винной дороги, – они должны проанализировать положение дел в инфраструктуре и выдать нам рекомендации: какие вложения потребуются в замену, либо в реконструкцию, либо не потребуются. Это очень кропотливая работа: специализированная организация должна будет выдать в виде результата перечень мероприятий, которые надо выполнить по каждому конкретному объекту, пусть уже существующему или вновь создаваемому. Вторая стадия – эта компания должна будет разработать и утвердить согласно действующему законодательству и нормативной документации всю проектную документацию.

Меры поддержки

Для чего нам нужна проектная документация территориального планирования?

Мы рассчитываем, что проектная документация территориального планирования для 37 предприятий, которые сегодня заявили о желании участвовать в проекте «Винная дорога Крыма», должна быть окончена к концу этого года, для того чтобы в следующем году мы могли уже во всех министерствах федерального уровня защитить наш проект и выбивать федеральные деньги на целевую программу под инфраструктуру в рамках формирования винной дороги и развития сельских и поселковых территорий.

Меры поддержки – мы рассчитываем получить их три. Но если мы не выполним с вами четвертый пункт, т. е. профессионально отработанная документация, то рассчитывать на какие-то федеральные деньги мы не сможем. Поэтому мы подходим комплексно, грамотно, для того чтобы сработали все три инструмента: частные деньги, республиканские и федеральные деньги.

Федеральные средства мы планируем использовать на транспортную, инженерную инфраструктуру, а также на благоустройство территории. Республиканские – выделение земельных участков, сопровождение документов территориального планирования и графики мероприятий. И частные – это реализация инвестиционных проектов.

Навигация по винной дороге

Министерство курортов и туризма Крыма уже печатает к этому сезону карты, где нанесены все фактические предприятия Крыма с обозначением на этих картах предприятий-производителей и видов той продукции, которую может продегустировать каждый именно в этой точке. Мы готовим мобильную навигацию по винной дороге, мобильное приложение, чтобы это было удобно и бесплатно для туристов, для того чтобы также продвигать наши предприятия.

Готовим сейчас каталог всей продукции, которая выпускается в Крыму в рамках нашей саморегулируемой организации. Там же будут обзоры и рекомендации вин. Карта лояльности, сайт, дорожные указатели – все это то, что должно сопровождать нашу программу, потому что без этого никуда. Как во всем мире: вы приходите в любую гостиницу в любой стране Европы – и первое, что вы видите, – на ресепшн стоит стойка, где абсолютно бесплатно вы берете карту города, где нанесены все достопримечательности.

Наша задача – чтобы на паромной переправе, в новом аэропорту, абсолютно везде, где турист пересекает территорию полуострова, он мог бесплатно получить карту, на которой четко будет сфокусировано его внимание на винодельческих предприятиях региона с указанием видов продукции, которые турист может продегустировать.

И на картах будут нанесены помимо винодельческих заводов гостиницы, которые находятся по пути следования наших винных маршрутов, рестораны, которые находятся по пути наших винных маршрутов, и те сельскохозяйственные предприятия, которые выпускают сопутствующие товары: устричные фермы, те же сыры, те же хлебобулочные изделия и проч. Карта будет иметь координаты, для того чтобы GPS-навигатор мог легко привести вас к месту, которое вы хотели бы посетить.

Ярмарки – с вином

Очень важный блок – «События»: праздники, фестивали, ярмарки, автопробеги, форумы. Единственное, у нас здесь большая беда, и очень будем просить депутатов Государственной думы решить для нас проблему, чтобы на фестивалях и ярмарках, которые проводятся, мы могли абсолютно легально продавать вино. Потому что вы все знаете, что сегодня с этим проблема, и мы придумываем нечто нереальное для того, чтобы торговать вином во время фестивалей и ярмарок, – это абсурд. Это связано с ЕГАИС – это очень долгая песня, но наша задача все-таки эту проблему решить. По крайней мере, у нас с вами есть, спасибо депутатам Государственной думы, 27-я статья 171-ФЗ, которая регулирует исключительно отношения в Республике Крым и Севастополе, и мы можем попробовать с вами через 27-ю статью – в виде эксперимента для Крыма – пробить этот событийный туризм и использование винорозлива без дополнительных обременений.

Опыт «Массандры»

С конца мая мы на «Массандре» запускаем проект совместно с министерством туризма и с министерством сельского хозяйства. Ни в коем случае не в целях рекламы, а как пример я привожу, как он будет работать. Вы знаете, что предприятия «Массандры» расположены на протяженности 180 км: 16 производственных площадок, или 8 филиалов нашего предприятия. И возле каждого филиала, на территории практически каждого завода или рядом нами определены площадки, где строятся сейчас павильоны – винные деревни, – куда мы приглашаем абсолютно бесплатно, с помощью министерства сельского хозяйства Республики Крым, все крестьянско-фермерские хозяйства для реализации своей продукции. Министерство культуры обеспечивает нам постоянно концерты, праздничные мероприятия. И мы приглашаем всех желающих представлять там свои вина.

Текст подготовлен по выступлению на IV Ялтинском международном экономическом форуме, проведенном газетой «Ведомости» 19 апреля 2018 г. в Ялте. Все должности указаны на момент проведения конференции