В какие бизнесы инвестировать телекомоператорам


Марек Слачик, исполнительный вице-президент по развитию массового рынка «Вымпелкома»

Все знают, что мы в течение прошлого года запустили мессенджер и площадку [маркетплейс] для разных приложений для клиентов. С мессенджером – понятная история, он работает, постоянно развивается. И если будет спрос, интерес рынка, мессенджер, возможно, будет играть большую роль в рамках экосистемы. С точки зрения маркетплейса мы получили огромный опыт – работали более чем с 100 разными партнерами, разработали разные подходы к тому, как показывать различные продукты, услуги, как их таргетировать, как их предлагать и как использовать для развития бизнеса. У разных партнеров разные преференции. Мне кажется, что эта история будет развиваться достаточно динамично. Что важно для нас – чтобы партнерство конкретно отразилось в выручке.

Этот опыт мы хотим внедрить также в наше основное приложение – «Мой Билайн». У нас большая и постоянно развивающаяся клиентская база. Абоненты, которые переходят в смартфоны, используют «Мой Билайн». Там есть хороший потенциал для монетизации всех этих предложений. Это уже происходит. Мы уже начинаем показывать разные приложения нашим клиентам на фоне таргетирования и использования big data. И через небольшое время покажем переработанный, новый подход к приложению «Мой Билайн».

По big data мы работаем в 6–7 разных направлениях: как использовать big data не только для таргетирования. Есть команда, которая занимается программатикой и использованием для медиа. У нас есть большая команда, которая делает большую аналитику для базы, занимается оттоком, есть app sell, cross sell, таргетирование компаний. В принципе, big data уже не новость для нас – это существующий подход, уже все работает, без big data нормальной жизни у мобильного оператора нет.

Андрей Горяйнов, заместитель генерального директора SAP CIS

Я расскажу о том, что может быть интересно телекомоператорам [как предложения]. Мы – компания, которая продает в год больше чем на 20 млрд евро программного обеспечения, причем как в облаке, так и on-premise. В чем мы знаем толк – это в продажах программного обеспечения. Хороший пример из Deutsche Telekom, когда полтора года назад мы стали использовать Deutsche Telekom как нашего value added reseller (компания, которая модифицирует/расширяет возможности существующего продукта и затем перепродает. – «Ведомости»). У нас большая сеть своих партнеров в Германии, но не до всех клиентов мы можем дотянуться. Проект, который случился через Deutsche Telekom, показывает, что этот канал работает. С ним тоже есть трудности, мы должны понимать, что люди, которые работают в телекомоператорах, не учились никогда продавать программное обеспечение.

Второй опыт, который тоже, наверное, интересен для всех, – это интернет вещей. В каждом новом релизе нашей ERP-системы встроены компоненты про интернет вещей. То есть мы тоже помогаем создавать рынок, чтобы телекомоператоры работали на новых рынках. И пример компании Vodafone в Германии, с которой мы сделали полный цикл по датчикам (конкретно этим занимается Vodafone, не SAP) – от датчика до connectivity, там обработка информации в режиме реального времени – фактически полный пакет IoT сценария.

Третий пример, который нам очень нравится: оператор из Индии (называть не буду – у нас еще не подписано соглашение) начинает продавать через себя программные продукты партнеров, получает комиссию. Он продает контент, видео, аудио, и в нашем понимании это конкретно инвестиции в новые рынки. У него база абонентов – 160 млн, он знает их поведение и продает им релевантный для них контент.

Александр Айвазов (на фото слева)

Александр Айвазов, вице-президент по развитию бизнеса «Ростелекома»

С момента, когда в «Ростелекоме» появилось подразделение по развитию бизнеса, мы стали внедрять диверсифицированный подход в зависимости от инвестиций или усилий, которые совершаем. Мы исповедуем так называемую stop loss модель. То есть прописываем достаточно глубоко все связанные риски, которые могут оказать драматическое влияние на проект, и при наступлении ключевых рисков без колебаний закрываем и списываем проект. Это нормально. Потому что любая коммерческая инвестиционная деятельность связана с риском и надо уметь отказываться от балласта.

Конкретно о нашем важном проекте. Компания ОМП, которая является носителем мобильной операционной системы Selfish, конечно, не готовый бизнес. Это стартап, который обладает уникальной технологией и сертифицированной в России мобильной операционной системой, что позволит в будущем построить достаточно масштабный бизнес на этой базе. И что самое главное – мы считаем, что он чрезвычайно комплементарен к нашей стратегии предоставления комплексных сервисов для государственного сектора, а также для развития облачных услуг.

Павел Родионов, генеральный директор «Росинфокоминвеста»

Я возглавляю государственный инвестиционный фонд, который сфокусирован на IT-индустрии, а поскольку IT сейчас везде, то мандат получается достаточно широкий. Мы смотрим только b2b-проекты. Для меня вопрос, есть ли интересный проект, был ключевым, когда я шел работать в фонд, – вполне могло оказаться, что проектов нет в России, но они есть. Мы за 2,5 года посмотрели порядка 500 проектов в самых разных сферах. Несколько десятков из них подходят для того, чтобы бизнес телекомоператоров расширять за счет существующей синергии. На самом деле операторы находятся в прекрасном положении, поскольку у них есть огромное конкурентное преимущество: большая база абонентов и почти полная информация об этих абонентах. На эту идею можно много чего нанизывать и добавлять.

Мы в фонде из того, что может быть применимо для работы в реальном бизнесе, смотрели и смотрим сейчас IoT-платформу. Был проект по SDN – software defined networking, который, кстати, поразительным образом утек из России, и акционер сейчас там Telefonica, хотя проект российский. Если вспомнить недавнюю сделку по покупке Ticketland (оператора продажи билетов в этом году приобрела МТС за 3,25 млрд руб. – «Ведомости»), то это похожий проект, связанный с динамическим пакетированием туров, который мог теоретически перевернуть всю туриндустрию России. Есть проекты, связанные с облачными кассами, это мощнейший тренд, который в принципе может перевернуть то, как работает экономика.

Еще, может быть, неожиданная идея (а может, наоборот, коллеги уже занимаются?): операторы – это идеальные коллекторы. Коллекторский бизнес им очень подходит, потому что они знают все про человека. И это очень соотносится с тем, что коллега из Orange [Ричард ван Вагенинген] говорил про банк. Если IT-компания станет банком или банк станет IT-компанией, есть большой шанс, что телеком подберет банковский бизнес. Я еще хочу сказать, что нужно делать именно экосистему для выращивания синергетических бизнесов.

Андрей Холодный, заместитель гендиректора по развитию нелинейных сервисов «Триколор ТВ»

Объясню, откуда возникла тема IоT и, соответственно, нашего продукта «Умный дом». Для многих «Триколор ТВ» – спутниковый оператор телевидения номер один в стране. Если посмотреть на общую логику развития российских телекомпровайдеров, то каждый из нас прошел, наверное, следующую цепочку развития: сначала – труба, потом залезли в медиа, завоевали какой-то кусок, пошли дальше развивать другие продукты через партнерские схемы, через самостоятельное развитие и т. д.

Чем отличается оператор платного телевидения от оператора ШПД? В первую очередь тем, что он владеет витриной. Вот сейчас на базе «Билайна» создается продукт «Мой Билайн», где, по сути дела, строится точка агрегации трафика – это витрина, на которой начинают предлагать как собственные продукты, так и продукты партнеров. У операторов платного телевидения такая витрина есть всегда, но не многие догадались ее использовать по назначению. Это первое отличие. Второе отличие – то, что оператор платного телевидения имеет оборудование в домах. Он представлен не только как технологическая коробочка, как у обычного телекома, а именно как consumer device, который стоит – что важно – не в шкафу, а где-то еще и посередине комнаты, что обеспечивает доступ к нему.

Мы воспринимаем себя уже не как исключительно провайдера телевидения, а именно как платформу глобальных сервисов. И то, что мы сейчас строим в области интернета вещей, – это, наверное, первая и самая очевидная часть. Получается, что мы технологически оказались гораздо ближе опять же к consumer массовой теме.

Возвращаясь к тому, что у нас есть витрина: мы прекрасно понимаем, что мы на ней можем как продавать собственный контент, так и продвигать сервисы партнеров. Это вторая, следующая часть наших планов.

Леонид Сысоев, гендиректор компании «Делимобиль»

За последние полгода «Делимобиль» получил федеральный масштаб. Мы, как каршеринговая компания, очень серьезный потребитель трафика, серьезный клиент ряда операторов и будем еще более серьезным с увеличением количества парка.

Что мы продаем. Мы продаем мобильность – это решение мобильности, оптимизации затрат по мобильности (не нужно владеть автомобилем), и все это делается с помощью современных технологий. Но у меня есть кошмарный сон, хотя он мне нравится, где в будущем глубоко обеспеченные люди будут жить в аналоговом мире, т. е. смогут наконец вернуться в хорошее прошлое, видеть небо, солнце, воду. А люди, которые полностью ушли в диджитал, станут киборгами. Но сейчас мы находимся, наверное, на параллельных путях: идет развитие технологии. Вот вам такая аналогия: мы рыба-прилипала. То есть плывет огромная акула наших сотовых операторов, несколько таких акул – и каршеринг аккуратно плывет рядом в этом потоке и потребляет продукт. Но мы не готовы брать самую высокотехнологичную его компоненту, потому что наша задача – минимизировать трафик, мы же за него платим, для нас это серьезные траты. И мы следим за инновациями: нам нужно делать видеофиксацию человека в машине, сравнивать его лицо с клиентской базой. Посылать это все через сотового оператора дорого. Мы ищем чиповые решения, хорошие камеры внутри автомобиля.

Мобильному оператору вхождение в сервис каршеринга, без сомнения, может дать серьезный бенефит по качественному таргетированию правильной аудитории, геолокации правильные, ближайшие машины качественно показать и плюс это очень близкая привязка к дальнейшему автономному автомобилю и автономному каршерингу.

Текст подготовлен по выступлениям на конференции «Телеком 2018. Курс на технологическое лидерство», проведенной газетой «Ведомости»17 апреля 2018 г. в Москве. Должности участников конференции и лиц, упомянутых в выступлениях, указаны на момент проведения конференции