На что пойдут первые 3 миллиарда рублей
Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникацийКогда программа «Цифровая экономика» была разработана и принята за очень короткий срок, бюджет на этот год был уже утвержден. Поэтому приоритетные и важные мероприятия, которые нельзя было откладывать на год, до следующего бюджета или до поправок в бюджет, были оформлены отдельным решением правительства о выделении средств из резервного фонда. Это 3 млрд руб., и это, конечно, не все финансирование программы. Это был чисто технический шаг, необходимый для старта программы. Когда мы синхронизируемся с бюджетным процессом, сможем рассчитать потребности по мероприятиям программы и включить их в бюджетный цикл. Программа сейчас рассчитана на три года. Мы примерно оценивали, о каких объемах финансирования идет речь, – получается около 100 млрд руб. в год. Впрочем, эту оценку надо уточнять, исходя из реальных потребностей по финансированию тех или иных проектов.
Финансирование из резервного фонда пойдет на разработку первоочередных законопроектов, которые заложат основу регулирования цифровой экономики. Деньги будут направлены в фонд «Сколково» – в центр экспертизы, где формируется команда юристов, которые совместно со специалистами разных отраслей будут разрабатывать проекты нормативно-правовых актов. Это очень важный первый шаг, поскольку у нас законодательство в основном, скажем так, аналоговое и целый ряд барьеров и неопределенностей повышает риски, связанные с внедрением цифровой технологии.
Также предусмотрено финансирование по направлениям, связанным с обеспечением информационной безопасности.
Алексей Козырев
Родился в 1977 г. в Свердловской области. Окончил Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова. В 2001–2004 гг. – начальник управления в Альфа-банке. 2004–2012 гг. работал в «Секвойя кредит консолидейшн», в том числе первым заместителем гендиректора. Пришел в Минкомсвязи в 2012 г. директором департамента развития электронного правительства, с 2013 г. – заместитель министра.
Есть средства для развития государственных цифровых платформ. Это связано с необходимостью привести государственные данные в единый формат для обеспечения интероперабельности, возможности их вовлечения в оборот. Цифровая экономика – это экономика данных. Нам эти данные нужны для того, чтобы они были доступны не только для принятия государственных решений, но и для каких-то бизнес-процессов. Также предусмотрено финансирование развития нескольких ключевых цифровых платформ.
Это цифровая платформа по дистанционному зондированию земли, т. е. для работы с геоданными. Геоданные нужны практически в большинстве цифровых систем, это очень востребованная информация.
Платформа по электронной идентификации гражданина тоже нужна и для государства, и для бизнеса. Электронная идентификация – это создание цифрового профиля гражданина (включая биометрию), в котором все государственные данные о человеке были бы связаны между собой: номер паспорта, номер водительского удостоверения, номер СНИЛС, контактные данные и, возможно, какие-то данные, которые он сам о себе захочет сохранить в этой системе. Эти данные должны быть доступны и органам власти, и коммерческим организациям, которые предоставляют сервис этому гражданину. То есть создание цифрового профиля, его привязка к системе идентификации, аутентификации – это очень важная государственная цифровая платформа.
Законодательство должно быть всегда актуальным
Программа «Цифровая экономика» включает пять направлений. Первоочередной план рассчитан в основном на точечные изменения, на латание законодательных пробелов, на меры, необходимые в 2018 г., но мы в министерстве понимаем, что главные задачи впереди. Неотложные регуляторные решения мы примем, на это, собственно, и выделены деньги из резервного фонда, и фонд «Сколково» организует эту работу.
Например, относительно недавно мы рассматривали на рабочей группе целый пакет законопроектов, связанных с налоговым стимулированием. Или такой вопрос, как возможность заключения агентами договоров страхования в электронном виде. По срочным моментам повестки более-менее достигнут консенсус с бизнесом. Правда, в ходе работы иногда выясняется, что консенсус мнимый. Хотя это тоже нормальный рабочий процесс. При подготовке законодательных актов пройдет дополнительное обсуждение, которое позволит понять: нужно то или иное законодательное изменение или выстрел оказался холостым.
Судя по всему, количество вопросов, которые предстоит рассматривать, будет нарастать. Но мы все-таки исходим из того, что сейчас эти проекты разработаны, они в установленном порядке направлены в Министерство финансов. Если Минфин по каким-то причинам посчитает невозможным их принимать, есть площадка для обсуждения под названием «подкомиссия по цифровой экономике».
Когда мы договоримся относительно проблем, которые предстоит решить в среднесрочной перспективе, то будем просить дополнительные бюджетные ассигнования или, возможно, обратимся к каким-то внебюджетным источникам.
Принципиально важным мы считаем в дальнейшем следить за нормативным регулированием – чтобы не получилось так, что мы сейчас какие-то проблемы решили, а потом мониторинг никто не осуществляет. Мы рассчитываем, что будет концепция, как управлять изменениями, чтобы законодательство было актуальным всегда, а не только в момент, когда мы его поправили.
Антон Лебедев
заместитель директора департамента государственного управления Минэкономразвития
И третья платформа – это шина данных. Это такое шоссе, которое мы должны построить и как бы запустить на него и коммерческие, и государственные данные. Очень важна интероперабельность: чтобы данные из одной системы можно было использовать в другой системе, чтобы к ним был доступ онлайн. Если это персональные данные с ограниченным доступом – чтобы можно было в онлайн-режиме получать согласие на использование от владельца.
В рамках программы «Цифровая экономика» госзакупки происходят в соответствии с 44-м федеральным законом о госзакупках, через конкурсы. Но по некоторым направлениям президент принял решение о назначении единственного исполнителя. В частности, по цифровым платформам в области электронной идентификации, шины данных и государственного маркетплейса («одно окно» для всех видов государственной информации, новостей, госуслуг, в домене gov.ru будет создан единый навигатор) единственным исполнителем является «Ростелеком», поскольку эти платформы основаны на инфраструктуре электронного правительства.
Надо понимать, ради чего назначаются единственные исполнители. Если говорить об инфраструктуре электронного правительства, единственный исполнитель необходим, потому что развитие этих систем продолжается достаточно долгое время и очень важно обеспечивать преемственность этих разработок из года в год. Таким образом, мы снижаем существенные операционные риски, связанные с возможной передачей всей инфраструктуры, которая обслуживает уже сейчас 70 млн граждан, от одного подрядчика к другому каждый год в результате конкурса.
Текст подготовлен по выступлению на конференции «Телеком 2018. Курс на технологическое лидерство», проведенной газетой «Ведомости»17 апреля 2018 г. в Москве. Должности участников конференции и лиц, упомянутых в выступлениях, указаны на момент проведения конференции