Города, преображенные футболом

Многие города могли бы и не дождаться реконструкции или возведения новых  инфраструктурных и спортивных объектов, если бы не ЧМ-2018, говорит директор по развитию OneTwoTrip
Многие города могли бы и не дождаться реконструкции или возведения новых инфраструктурных и спортивных объектов, если бы не ЧМ-2018, говорит директор по развитию OneTwoTrip / Sergei Karpuhin / Reuters

В декабре 2010 г. Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) выбрала хозяйкой чемпионата мира по футболу 2018 г. Россию. Подготовка к мундиалю началась уже в 2011 г. Одним из основных ее направлений стало обновление городской инфраструктуры в городах-организаторах, эта инфраструктура будет основным наследием ЧМ-2018, говорится в «Исследовании влияния чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России на экономическую, социальную и экологическую сферы» оргкомитета чемпионата.

Влияние мундиаля

Новая инфраструктура оказывает непосредственное влияние на туристическую привлекательность как во время чемпионата мира, так и после него, ведь такие мероприятия всегда увеличивают интерес к региону на туристическом рынке, замечает директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес. Например, по данным сервиса, продажи авиабилетов в Южную Корею из России после Олимпиады выросли на 60%, несмотря на их довольно высокую среднюю стоимость – 25 000 руб.

Сегодня основная задача городов, принимающих ЧМ, – сделать так, чтобы болельщики вернулись домой с положительными впечатлениями, считает Гинес: тогда регионы смогут рассчитывать на увеличение турпотока в следующие годы. Но для возвращения туристов регионам придется приложить усилия, чтобы понравиться гостям уже без привязки к большому футболу, указывает эксперт.

Туристический поток в Россию после чемпионата мира будет расти двузначными темпами, прогнозировал Аркадий Дворкович, курировавший в правительстве России мундиаль.

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов полагает, что летом на ЧМ приедет 1,5 млн иностранных туристов, Оргкомитет ЧМ-2018 полагает, что его посетят 1,3 млн болельщиков, из которых 568 000 – иностранцы, указано в исследовании оргкомитета.

Второй центр Калининграда

Масштабы требуемых работ варьировались по регионам-организаторам, указано в исследовании: субъекты отличались уровнем готовности к проведению турнира, наличием спортивных объектов, потребностями в туристических объектах в зависимости от количества проводимых матчей в регионе, а также размером ВРП.

Изначально планы региональных властей относительно того, что можно сделать в рамках подготовки к мундиалю, были куда более амбициозными, вспоминает Гинес: перед их глазами был пример сочинской Олимпиады, кардинально изменившей этот город. Но в итоге расходы урезались, и в планах остались только те проекты, которые действительно необходимы для проведения чемпионата. В этом есть свой плюс, считает Гинес: не будет излишней инфраструктуры.

Тем не менее многие города могли бы и не дождаться реконструкции или возведения новых инфраструктурных и спортивных объектов, если бы не чемпионат мира по футболу, говорит Гинес.

Один из самых масштабных проектов по улучшению городской инфраструктуры был реализован в Калининграде, рассказывает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Раньше, до того как там построили стадион «Калининград», о. Октябрьский был, по сути, заброшенной территорией, но сейчас он стал местом притяжения как туристов, так и бизнеса, констатирует Блинкин: по сути, это новый «второй центр города». На стадион компания Crocus Group Араза Агаларова потратила 17,3 млрд руб., писал ранее РБК. Вокруг стадиона появился микрорайон площадью 140 га со своими набережными, парковками и дорожной сетью, рассказывает представитель Калининграда. По его словам, это новый район для будущего развития города, а стадион станет местом проведения выставок, спортивных и концертных мероприятий и др. Например, уже в сентябре 2018 г. территория о. Октябрьский будет одной из площадок чемпионата мира по фейерверкам.

Помимо Октябрьского также благоустроен о. Канта, главный проспект города, улицы и площади в центре, снесен старый рынок – на его месте будет разбит сквер, продолжает представитель области.

В регионе во время чемпионата мира ожидают около 130 000 туристов, среди которых и россияне, и иностранцы, отмечает представитель администрации Калининграда: в 2018 г. туристический поток вырастет на 15–17% приблизительно до 1,5 млн человек.

Чтобы обеспечить комфортную доступность туристов в регион на время чемпионата мира и в будущем, была проделана большая работа. В Калининградской области аэропорт «Храброво» – это единственный способ для россиян попасть с основной территории страны в регион без визы и заграничного паспорта, отмечает представитель Калининграда: в аэропорту реконструировали аэровокзальный комплекс и аэродромные объекты (взлетно-посадочную полосу, очистные сооружения, места стоянки воздушных судов и проч.).

По данным администрации Калининграда, количество мест размещения в классифицированных отелях выросло на 25% до 11 897. По данным JLL, в 2018 г. в городе заработали три отеля мировых брендов – это «Mercure Калининград» на 162 номера, «Domina Калининград» на 166 номеров и «Holiday Inn Калининград» на 125 номеров. Также в Калининграде работают и другие брендовые отели, добавляет представитель администрации города, – это Ibis и Radisson.

Мордовия вышла на арену

Еще один регион, на который ЧМ-2018 оказал большое влияние, – это Мордовия, указано в исследовании оргкомитета. В Саранске также с нуля был возведен стадион «Мордовия арена», его открытие состоялось месяц назад – 21 апреля 2018 г. Вблизи футбольного стадиона идет активная застройка жилого микрорайона «Юбилейный» на 35 000 человек – это является одним из ключевых инфраструктурных изменений в городе, согласно исследованию оргкомитета.

В городе также реконструирована набережная реки Инсар с большими парковыми зонами, появились пешеходные и велосипедные дорожки, спортивные и игровые площадки, пляжи, парк площадью более 10 га. Город рассчитывает построить небольшие пристани и лодочные станции, рассказал представитель администрации.

Саранск во время проведения мундиаля посетит около 208 000 туристов, прогнозирует представитель администрации: в дни матчей в город будет приезжать по 52 000 болельщиков.

К чемпионату мира специально были построены две гостиницы мировых брендов, по данным JLL: Four Points by Sheraton на 159 номеров и «Mercure Саранск» на 115 номеров.

В Саранске также прошла реконструкция аэропорта: был построен новый пассажирский терминал площадью почти 7000 кв. м и пропускной способностью до 300 человек в час, реконструированы перрон и взлетно-посадочная полоса. В администрации города надеются сохранить международный статус аэропорта.

Первый новый аэропорт

Аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону стал первым аэропортом за последние 20 лет, построенным с нуля, говорится в исследовании оргкомитета. Его строили специально для чемпионата мира по футболу. Аэропорт входит в холдинг «Аэропорты регионов» группы «Ренова» Виктора Вексельберга. За три года в него инвестировали 50 млрд руб., писал ранее «Интерфакс» со ссылкой на гендиректора «Аэропортов регионов» Евгения Чудновского. В новом аэропорту обслуживание авиакомпаний резко подорожало. По сравнению со старым аэропортом стоимость обслуживания увеличилась почти вдвое и сопоставима с аэропортами Западной Европы или северных городов, говорит представитель авиакомпании S7 Airlines. Полетная программа S7 в Ростов-на-Дону сократилась примерно на треть, замечает он: пассажиры не готовы покупать дорогие билеты и рейсы приходится сокращать из-за их убыточности.

Освоение территории старого аэропорта (располагался в центре Ростова-на-Дону) может занять около 20 лет, цитировало ранее «РИА Новости» губернатора Ростовской области Василия Голубева. Территория в 350 га отдана другой компании «Реновы» – «Кортрос», она планирует построить жилой квартал, деловой бизнес-центр с торговыми центрами, музеями и концертными залами, следует из проекта.

В Ростове-на-Дону также был построен новый стадион, который сформировал вокруг себя отдельную зону притяжения с парками, кафе и др., рассказал представитель администрации города.

Места притяжения
Развитие территорий вокруг новых стадионов идет во всех городах, принимающих чемпионат мира. Так, подобные места притяжения помимо Ростова-на-Дону, Калининграда и Саранска появились в Нижнем Новгороде, Волгограде, Самаре, прогулочную зону планируется сделать в Екатеринбурге, сообщается на сайтах городских администраций.

Для больших городов чемпионат мира – это не такое прорывное событие, как для маленьких, отмечает Блинкин. Например, Сочи и Казани практически не пришлось прикладывать усилия для организации чемпионата мира, поскольку спортивная инфраструктура в городах уже присутствовала и поддерживалась в хорошем состоянии, подтверждает исследование оргкомитета.

Новые территории под инфраструктуру городами выделяются довольно большие. Например, в Самаре – около 100 га, рассказал представитель администрации города. Тем не менее даже в таком крупном городе помимо зоны у стадиона улучшилась старая инфраструктура. Например, в городе была построена четвертая очередь набережной, отремонтирован Струковский сад, центральные площади и скверы, запущена линия трамвая, добавил чиновник.

Сохранить и не испортить

Дальнейшая возможность развития как спортивной инфраструктуры, так и туристического потенциала зависит от внешних экономических факторов – важно не испортить созданные уже объекты, отмечает Блинкин.

Сейчас самым футбольным городом России является Краснодар, уверен эксперт: там футбол развит на уровне Великобритании или Италии – жители активно болеют, ходят на стадионы всей семьей и проч. Однако именно этот город не вошел в список городов-организаторов.

Проведение мундиаля и сам факт появления в городах новых арен повлияют на интерес к футболу, но с большой долей вероятности влияние этих факторов окажется временным, соглашается Гинес. По его словам, само появление нового стадиона не гарантирует его востребованности: регионам необходимо формировать новые компетенции по управлению ими.

Использование новых стадионов после чемпионата будет непростой задачей для всех городов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, считает Гинес. Тем не менее сделать стадион «домашним» для местной команды по футболу – это один из прекрасных способов продолжать использовать инфраструктуру после окончания события, говорил ранее гендиректор RMA Кирилл Кулаков.

Сегодня российское население привыкло ходить в торговые центры, кино, однако культура посещения стадионов в регионах практически не развита, замечает Блинкин: как только появятся красивые стадионы, где будет приятно находиться, – это будут новые места притяжения. В то же время будет мало желающих смотреть там скучные и неинтересные матчи, полагает он: поэтому и футбол должен быть развитым, а также необходимо решить, какие еще мероприятия стоит устраивать там для зрителей, чтобы они стали любимыми местами отдыха. 6 мая на новом стадионе в Самаре был установлен рекорд для футбольных матчей в этом городе: посмотреть, как местные «Крылья Советов» побеждают «Кубань» и возвращают себе прописку в премьер-лиге, пришло более 40 000 человек. 12 мая на новом стадионе в Калининграде, где местная «Балтика» обыграла «Тюмень», был зафиксирован аншлаг – 35 000 зрителей.

Тем не менее в экономике спорта есть такое понятие, как «проклятие победителя», продолжает эксперт: затраты на проведение спортивных мероприятий существенно превышают их эффект для экономики, а на содержание новых объектов расходуются огромные средства. Например, в Гренобле, напоминает Гинес, власти пытались за один франк продать лыжные трамплины, оставшиеся после Олимпиады 1968 г. Но не смогли.