Иран Россию не пугает
Европейские лидеры готовятся просить у США сделать для их стран исключения из санкций против Ирана, но у транснациональных компаний нет желания вести там бизнес, предупреждают эксперты.
Президент США Дональд Трамп во вторник заявил о выходе Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана и введении санкций против него. Другие страны могут попросить сделать для них исключение, отметил министр финансов Стивен Мнучин, но подчеркнул, что цель США – «максимальные санкции». Вашингтон предоставил компаниям от 90 до 180 дней перед тем, как ограничить их возможность вести дела с Ираном.
Европейцы поддерживали прошлые призывы Вашингтона к санкциям против Тегерана и в этот раз будет то же самое, ожидает Эндрю Пик из бюро по ближневосточным делам при госдепартаменте США. Крупные банки не стремились связываться с Ираном даже до решения Белого дома выйти из СВПД, учитывая тяжелые последствия, с которыми может столкнуться финансовая организация за нарушение ограничений минфина США.
На этот раз предсказать эффективность санкций США будет гораздо сложнее, чем до подписания СВПД в 2015 г., потому что американцы действуют в одиночку, подчеркивают эксперты. В частности, Китай может посчитать угрозу пострадать из-за нарушения ограничений США незначительной.
Но для крупных западных компаний риски могут оказаться высокими, считает Сьюзан Мэлоуни, старший научный сотрудник Центра ближневосточной политики при Brookings Institution. «Проблема европейцев в том, что их экономика сильно связана с США, – говорит Мэлоуни. – Даже просто покупающие нефть компании могут иметь некоторое отношение к американскому рынку. Поэтому даже при наличии блокирующего механизма, помогающего защищать европейские компании, крупные международные корпорации просто не захотят переходить дорогу минфину США».
Китаю все равно
Китай – крупнейший экспортный рынок Ирана и третий по величине источник импорта, в основном телекоммуникационного оборудования и автомобилей, по данным ЕС. В последние месяцы Пекин выступал против односторонних санкций США. При этом Китай сам столкнулся с ограничениями США в некоторых секторах: так, телекоммуникационная компания ZTE на днях приостановила операции после того, как Вашингтон запретил ей вести бизнес с американскими компаниями в течение семи лет. «С тех пор как Америка фактически запретила китайским телекоммуникационным компаниям экспортировать свои товары в США, им уже нет смысла потворствовать ей, – отмечает гендиректор iiMedia Чжан И. – Иран – важный клиент для этих компаний, и они осознают его значимость в расширении своего бизнеса на Ближнем Востоке». Один из крупнейших китайских автопроизводителей, Great Wall Motors, в четверг заявил, что «не видит для себя причин соблюдать односторонние санкции США». «С начала этого года экспорт улучшился по сравнению с 2017 г. Мы будем стараться хорошо работать на этом рынке», – говорится в заявлении Great Wall. Консультирующий китайские компании юрист Грегори Уэнделл Деннис отмечает, что Китай и Иран могут продолжить торговлю через третьи страны, выступающие в роли посредников.
По мнению одного из бывших сотрудников минфина США, правительства не смогут убедить какой-либо европейский банк или компанию продолжать вести бизнес с Ираном, учитывая риск оказаться отрезанными от финансовой системы США. «Компании будут чрезмерно осторожничать, практически так же, как мы уже видели в последние годы. Так будут вести себя европейцы, японцы, корейцы. Под вопросом только Китай и, возможно, Россия», – утверждает он.
Европейские бизнесмены признают в частных беседах, что любой транснациональной корпорации, имеющей деловые и финансовые связи с США, будет трудно продолжить работу в Иране. Они вспоминают, как США оштрафовали французский банк BNP Paribas на $9 млрд в 2014 г. за нарушение санкций против Ирана, Кубы и Судана. «Первоначальным эффектом станет фактическое замораживание торговли с Ираном, – говорит представитель нефтяной отрасли. – Все мы работаем с европейскими банками, которые не собираются предоставлять финансирование для торговых сделок с Ираном, даже если бы мы этого хотели».
Европейские чиновники сохраняют надежду договориться об исключениях для некоторых компаний, ведущих бизнес в Иране. Другой вариант – обеспечение недолларового финансирования для работающих там европейских компаний. Например, в январе Рим и Тегеран договорились о кредитных линиях на 5 млрд евро для итальянских компаний. Европейские дипломаты и специалисты по рискам назвали Европейский инвестиционный банк возможным источником финансирования, хотя для его участия необходимо преодолеть ряд препятствий.
Некоторые европейские чиновники уже смирились с тем, что решение Трампа ударит по компаниям Старого Света. «Каждый день я обнаруживаю, как сильно Европа может страдать из-за своего американского партнера, – утверждает один из них. – Вопрос в том, сколько еще мы сможем вынести».
Главная угроза для компаний – вторичные санкции, которые наказывают неамериканских юридических и физических лиц за операции с попавшими под санкции странами. Они могут ограничить доступ компаний к финансовой системе США, рынкам капитала, государственным закупкам и экспортно-кредитному финансированию, отмечает Дэвид Хорн из юридической фирмы WilmerHale. «Даже при СВПД не было похоже, чтобы европейские компании спешили в Иран, – говорит он. – Отчасти это было связано с глобальным трендом на снижение рисков крупными банками и компаниями, поскольку доллар занимает центральное место в международных финансах и торговле. Сейчас неприятие риска значительно усилится».
По словам Пика из госдепартамента, США попытаются с помощью дипломатии убедить другие страны ввести санкции вслед за ними: «Это тот случай, когда мы уговариваем, затем призываем и подталкиваем».
Перевел Алексей Невельский