Включили вторую скорость
Дополнительное воздействие на структуру рынка окажет готовящаяся индексация утилизационного сбора на автомобили. Она ударит прежде всего по импортируемым и низколокализованным иномаркам – их производители не получают от государства промышленных субсидий, сопоставимых по размерам с расходами по уплате сбора.
LCV множатся
Продажи в самом массовом сегменте российского рынка коммерческой техники – легких коммерческих автомобилей (LCV) – в прошлом году выросли на 17% до 108 000 шт., по данным «Автостата» и PwC. Лучшую динамику показали иномарки – Ford (+75%), Citroen (+71%), Peugeot (+53%). Продажи лидера сегмента – группы ГАЗ увеличились на 14% до 47 800 шт.
Благодаря менее резким колебаниям курса рубля в 2017 г. на рынке наметилась стабилизация, комментирует представитель Ford Sollers: «В сочетании с мерами государственной поддержки лизинговых и кредитных программ отложенный потребительский спрос начал возвращаться».
«Негативную роль, как и в предшествующие периоды, играла высокая кредитная ставка и низкая доступность банковских кредитов, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса, которые являются основными потребителями LCV, – комментирует итоги 2017 г. представитель группы ГАЗ. – Позитивным фактором, оказавшим рынку заметную поддержку, стала государственная программа обновления парков» (была свернута летом 2017 г. – «Ведомости»).
«Общая ситуация на российском автомобильном рынке остается достаточно непростой, однако очевидны признаки восстановления, – отмечает гендиректор Mercedes-Benz Vans в России Сорен Хезе. – Это первый год после продолжительного периода, когда рынок продемонстрировал сдержанный рост». По его мнению, ключевым фактором роста российского автомобильного рынка стала государственная поддержка спроса на рынке. «Кроме того, многие наши лояльные клиенты продолжили обновлять свои «возрастные» парки автомобилей», – добавляет Хезе.
В 2018 г., по прогнозу PwC, рынок LCV в России вырастет на 12% до 121 000 шт. Заместитель гендиректора по продажам и маркетингу Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) Сергей Травкин ожидает рост на 8–9%. «Если существующая тенденция сохранится, то в первом полугодии 2018 г. мы ожидаем рост на уровне 7–10%, – говорит представитель группы ГАЗ. – При этом объем рынка все равно останется значительно ниже уровня 2014 г.». Представитель Ford Sollers прогнозов не дает, лишь отмечает, что рост продолжится, а темпы роста будут зависеть от программ государственной поддержки и объема госзакупок. «Поскольку позитивная тенденция началась еще в прошлом году, мы верим в сдержанный рост и в 2018 г.», – говорит Хезе.
По оценке PwC, продажи LCV в России будут расти как минимум до 2021 г. – к этому году емкость сегмента достигнет 136 000 машин. Автоконцерны тоже верят в рынок, инвестируя в новые локальные проекты.
УАЗ в 2017 г. начал выпускать новую модель – «УАЗ Профи» и собирается в течение двух лет получить 40% сегмента бюджетных LCV, по словам Травкина. Основным конкурентом новинки УАЗ считает семейство «Газель Бизнес».
Группа ГАЗ из-за появления «УАЗ Профи» не переживает. «Выход на рынок автомобиля «УАЗ Профи» никак не сказался на продажах LCV ГАЗа, – заверяет представитель группы. – Продажи бортовых «Газелей» в октябре – декабре 2017 г. (это период, когда начались продажи «Профи») выросли на 8%. В первые два месяца 2018 г. продажи бортовых LCV ГАЗа увеличились на 18%».
Кроме того, «УАЗ Профи» относится к низкому ценовому сегменту LCV, группа ГАЗ в течение ближайших трех лет прогнозирует сокращение спроса в этом сегменте, продолжает собеседник. «Это связано с повышением уровня требований со стороны потребителей, – поясняет он. – В частности, все большее количество предпринимателей обращают внимание не на первоначальную цену, а на общую стоимость владения». Впрочем, компания не собирается отказываться от бюджетного сегмента, развивая линейку «Газель Бизнес», добавляет представитель. «В 2018 г. уже внедрены следующие изменения: новая приборная панель (в значительной степени унифицированная с панелью семейства Next), пластиковый топливный бак объемом 80 л (пришел на замену металлическому баку объемом 64 л), настил кузова из высокопрочной водостойкой фанеры», – перечисляет он.
В конце 2017 г. группа ГАЗ начала производство двух новых моделей повышенной грузоподъемности – среднетоннажного «Газон Next» (заполнит нишу, опустевшую после ухода с рынка ЗиЛа), а в сегменте LCV – «Газель Next» полной массой 4,6 т, которая сможет перевозить 2,2 т грузов. От действующей модели (полной массой 3,5 т) автомобиль отличается новой задней подвеской, новой тормозной системой с дисковыми тормозными механизмами на всех колесах, усиленной рамой, увеличенной бортовой платформой, поясняет представитель компании. Продажа новинки начнется в первом полугодии 2018 г. «На базе новых моделей будет создано большое количество модификаций спецтехники: рефрижераторы, изотермические фургоны, мобильные сервисы, автоподъемники, аварийно-ремонтные машины, автокраны и т. д.», – перечисляет он. Кроме того, во второй половине 2018 г. группа начнет производство LCV с активными системами помощи водителю (ADAS), а также с комплексом телематических услуг, «которые позволят владельцам транспортных парков оптимизировать управление и снизить эксплуатационные издержки», говорит собеседник.
У Ford Sollers, по словам его представителя, постоянно расширяется линейка версий специального и социального назначения на базе Ford Transit (выпускается в Татарстане). По его словам, сейчас у модели более 55 модификаций.
Daimler тоже расширяет список модификаций и готовится обновить выпускаемый на мощностях ГАЗа Mercedes-Benz Sprinter Classic – у модели появится 6-ступенчатая коробка передач, новые сиденья, новый бампер с противотуманными фарами – уже в базовой комплектации, говорит Хезе.
Группа PSA, у которой есть совместный с Mitsubishi завод в Калуге, в марте 2018 г. начала серийное производство фургонов Citroen Jumpy и Peugeot Expert, в течение года к ним добавятся микроавтобусы Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller. «Жизненный цикл у таких машин дольше по сравнению с легковыми. Кроме того, мы показываем хорошие результаты в этом сегменте на глобальном рынке. Мы можем предлагать две марки – Peugeot и Citroen, при этом с производственной точки зрения модели аналогичные», – пояснял в ноябрьском интервью «Ведомостям» операционный директор группы PSA в России, Евразии и СНГ Кристоф Бержеран. Еще одной причиной для локализации LCV в России он назвал пока еще небольшую емкость сегмента в стране. «Если мы сравним рынок данных моделей с европейским, то он в России составляет 7%, а в других странах – в районе 11%. Так что и здесь есть возможности для роста», – говорил Бержеран.
Думает о локализации своих LCV в России и другой французский автоконцерн – Renault. Речь идет в том числе о модели Renault Dokker, которую компания начала ввозить в Россию в 2017 г. Обсуждаются различные варианты – это могут быть LCV, которые собираются в Тольятти, под брендом Lada, но на платформе альянса и под маркой Renault. «Нам нужно сохранить визуальную идентичность каждого бренда, найти максимальную синергию. Обсуждение в процессе, – говорил в февральском интервью «Ведомостям» старший вице-президент Renault, операционный директор региона Евразия и президент «АвтоВАЗа» Николя Мор. – Renault сильна в сегменте LCV. <...> Мы считаем, что объединенная доля Lada-Renault в этом сегменте недостаточно большая. Но не все так просто, есть сильные конкуренты – группа ГАЗ и др.».
Концерн пока думает, нужно ли ему организовывать выпуск Dokker в России, говорит топ-менеджер одной из дилерских компаний Renault. Грузовая версия пошла в России на ура, а вот продажи пассажирской версии – чуть хуже, говорит он. По его словам, популярность грузовой модификации связана с тем, что в Dokker умещается грузов больше, чем у недорого соплатформенника Lada Largus (выпускает «АвтоВАЗом»), при этом он дешевле прямых конкурентов среди иномарок (Volkswagen Caddy, Peugeot Partner). При перевозке пассажиров объем грузового отсека не так принципиален, поэтому тут выигрывает из-за более низкой цены Largus, добавляет дилер.
Грузовики разогнались
Российский рынок грузовиков показал в 2017 г. самые высокие темпы роста среди остальных сегментов рынка коммерческих автомобилей. В прошлом году в стране было продано 80 000 машин – на 50% больше, чем годом ранее, следует из данных «Автостата».
Особенно сильно увеличились продажи иномарок. Например, Volvo Group, у которой есть завод в Калуге, сумела продать почти 6000 грузовиков – в 3,5 раза больше, чем в 2016 г. Это позволило компании вытеснить из топ-3 белорусский МАЗ и занять третье место после «Камаза» и группы ГАЗ (марки ГАЗ и «Урал»). В разы также выросли продажи у Scania и MAN (грузовики этих марок собираются в России на заводе в Санкт-Петербурге), Mercedes-Benz (выпускаются на СП «Даймлер Камаз рус» в Татарстане). Грузовики DAF в России не производятся, но и они продемонстрировали сильный рост – почти в четыре раза до 3656 шт.
Отечественные бренды показали более скромный рост – продажи «Камаза» выросли на 30%, ГАЗа – на 7%. Особенно сильно рос сегмент седельных тягачей, а это преимущественно премиум-сегмент, замечает представитель «Камаза». «В 2017 г. наибольший рост спроса произошел у перевозчиков – транспортных и логистических компаний, в меньшей степени у строительных и нефтегазовых компаний, – говорит и представитель группы ГАЗ. – Это связано с тем, что в 2015–2016 гг. наибольшее падение спроса было именно у перевозчиков».
В 2017 г. курс рубля к другим валютам укрепился, цены стабилизировались, снизилась ставка рефинансирования ЦБ, подешевел лизинг – все это позволило реализовать отложенный за годы кризиса спрос, продолжает представитель «Камаза». По его словам, сказалось и введение с января 2018 г. для производителей грузовиков норм «Евро-5» – потребители стремились купить менее дорогую технику «Евро-4» (дешевле грузовиков «Евро-5» примерно на 20%).
MAN мог бы продать больше, если бы не возникший в 2017 г. дефицит складских запасов грузовиков в России, по словам гендиректора «МАН трак энд бас рус» Питера Андерссона. По его словам, в этом году компания подстраховалась и увеличила запасы втрое.
В прошлом году дилеры стали более активно предлагать сервисные контракты, включая заранее оговоренные затраты на ремонт и техническое обслуживание, также на рынке появилась новая услуга – аренда грузовиков, говорит заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA Олег Гребенько. «Наша компания сначала протестировала краткосрочную аренду двух тягачей, а впоследствии мы заказали еще шесть машин как для внутрироссийских, так и для международных грузоперевозок», – добавляет он. Также AsstrA закупила 10 новых тягачей. «Планы по [дальнейшему] обновлению есть, однако экономика перевозок остается низкодоходной, поэтому мы увеличиваем срок эксплуатации до 7–8 лет», – замечает Гребенько.
«Парк FM Logistic был обновлен в 2017 г., а закупкой новых машин мы займемся тогда, когда будет понятно по срокам запуска новых отечественных производств и, соответственно, будут ясны свежие предложения наших и иностранных производителей – рост рынка грузоперевозок продолжается», – говорит директор по коммерческим грузоперевозкам FM Logistic Дмитрий Колотильщиков.
В 2018 г. российский рынок грузовиков продолжил расти со впечатляющей динамикой. По итогам первых двух месяцев года – на 37,9%, по данным «Автостата». По итогам года рынок вырастет на 10% до 88 000 шт., по прогнозу PwC. По оценке «Автостата» – на 20%. Daimler ожидает «продолжение значительного роста спроса на грузовики» в России в 2018 г., сообщила компания в отчете. Рост продолжится, но динамика будет меньше, считает Андерссон.
На фоне восстановительного роста спроса производители расширяют модельный ряд.
«Камаз» увеличивает число моделей с кабинами Daimler и совместно с немецким автоконцерном строит в России завод каркасов кабины: большую часть продукции будет приобретать сам «Камаз», остальное – «Даймлер Камаз рус».
В семействе средних грузовиков у группы ГАЗ помимо среднетоннажного «Газон Next» появится внедорожник «Садко Next». «Не исключено, что первой его версией станет модификация с правым рулем – машина имеет огромный экспортный потенциал», – замечает представитель группы ГАЗ. Автозавод «Урал», представленный в сегменте тяжелых грузовиков, разработал ряд новых моделей семейства «Урал Next»: автомобиль для стран с левосторонним движением, автомобиль для дорог общего пользования, а также начал производство модели с двухрядной кабиной и кабиной со спальным местом, перечисляет собеседник. Также был разработан автомобиль с комбинированной топливной системой с применением сжиженного и сжатого природного газа. В 2018 г. «Урал» начнет производство новых моделей неполноприводных автомобилей «Урал» с колесной формулой 6 х 4, полной массой 25–27,5 т (самосвалы, шасси, седельные тягачи), построенных на единой платформе. «Такие машины можно использовать как на дорогах общего пользования, так и на бездорожье», – замечает представитель группы ГАЗ.
Инвестируют в развитие локального производства и иностранные компании. Например, Isuzu (завод в Ульяновске) разработала прототип легкого шасси NMS85 с колесной формулой 4 х 4 и опытный образец шасси с газовым двигателем NPR82 (CNG). Их серийное производство начнется в 2018 г. На калининградском «Автоторе» летом 2018 г. в режиме полного цикла (сварка и окраска) начнется выпуск второй по счету модели грузовиков Hyundai – HD35. А «дочка» Toyota – компания Hino собирается построить в Подмосковье завод мало- и среднетоннажных грузовиков.
В ближайшей перспективе давление на рынок грузовиков будут оказывать неопределенность динамики цен на нефть и приостановка некоторых инвестиционных проектов в нефтегазовой, а также связанных с ней отраслях, предупреждает EY в своем отчете. «Процесс восстановления может стать более активным с учетом необходимости реализации ранее свернутых инвестиционных проектов, замены изношенной техники и закупки новой для удовлетворения отложенного спроса», – отмечает компания.
Футбол помог автобусам
Продажи автобусов в России в 2017 г. выросли на 13% до 11 700 шт., по оценке «Автостата» и PwC. Рост был бы больше, если бы не существенная корректировка бюджетов муниципалитетов (одни из основных покупателей автобусов) в условиях кризиса, отмечается в отчете EY. Доля лидирующей на рынка автобусов марки ПАЗ (принадлежит группе ГАЗ) выросла на 7,6 п. п. до 65%.
Основными драйверами восстановления рынка стали отложенный спрос на обновление парка и заказ автобусов к чемпионату мира по футболу 2018 г., говорится в отчете EY. Власти также стимулировали спрос в рамках проекта «Школьный автобус» и госпрограммы субсидирования закупок техники на газомоторном топливе.
В 2017 г. в сегменте городских автобусов произошло падение, при этом наблюдался рост в сегменте коммерческих и междугородных автобусов, связанный с продолжением обновления парка городов – участников чемпионата мира по футболу – 2018, комментирует представитель группы ГАЗ. Также рынок стимулировали государственные программы субсидирования газомоторной техники, утилизации, программы «Школьный автобус», соглашается он.
В прошлом году группа ГАЗ вывела на рынок автобус ЛиАЗ 6213 увеличенной пассажировместимости, автобус Kursor LE (полунизкопольную версию автобуса среднего класса с увеличенным количеством посадочных мест), а также новые модификации Павловского автобусного завода. В 2018 г. планируется вывод на рынок электробуса и туристического автобуса «Круиз», созданного к чемпионату мира по футболу. Помимо этого начнется серийное производство пяти новых модификаций существующих моделей, в том числе автобусов «Вектор Next» в модификациях «междугородный», «Вектор Next CNG» и др.
В 2018 г. продажи автобусов увеличатся на 16% до 13 600 шт., прогнозирует PwC. Этому будет способствовать износ парка, объясняет компания: в стране более 40% – это автобусы старше 15 лет. Активнее обновлять парк заставят изменения в законодательстве с 1 июля 2018 г., которые ограничивают максимальный возраст автобусов, перевозящих детей.
У сегмента автобусов «хорошие перспективы для дальнейшего развития в связи с солидным возрастом транспортных средств, а также благодаря государственной поддержке автопроизводителей и спроса на технику», говорится и в отчете EY.
Перспективы сегмента также связаны с созданием рынка электробусов, отмечают эксперты, – самым крупным заказчиком будет Москва, которая собирается до 2020 г. ежегодно закупать по 300 электробусов. Интерес к конкурсам проявляют «Камаз», группа ГАЗ, «Волгабас» и др. В числе сдерживающих факторов для автобусного сегмента – расширение метро, развитие каршеринга, а также рост рынка автомобилей, находящихся в личном пользовании, отмечается в отчете PwC.
Господдержка сохраняется
В этом году российские власти продлили адресные программы стимулирования спроса на автомобили («Российский фермер», «Свое дело», «Российский тягач» и проч.), выделив на них суммарно 16 млрд руб. Также была продолжена программа субсидирования скидок при закупке газомоторной техники (2,5 млрд руб.) и электротранспорта, включая электробусы (1,5 млрд руб.). Между тем субсидирование спроса «не создает долгосрочных стимулов для повышения эффективности автомобильной индустрии, включая загрузку избыточных мощностей, локализацию отсутствующих технологий и материалов, развитие поставщиков второго и более низкого уровня», отмечается в отчете EY. Власти считают также и собираются поэтапно сокращать программы стимулирования спроса, сконцентрировав к 2020 г. господдержку на разработке перспективной техники, в том числе электромобилей, беспилотников и систем для них. Это следует из новой долгосрочной стратегии развития автопрома, разработанной Минпромторгом и Минэкономразвития.
Интригой остается размер очередной индексации утилизационного сбора на автомобили, которую власти решили провести на фоне постепенного снижения ввозных пошлин на автомобили по условиям вступления России в ВТО. Сейчас базовая ставка для грузовиков и автобусов составляет 150 000 руб., также применяются коэффициенты в зависимости от параметров техники. Сбор платят все, а локальные производители, имеющие соглашения о промсборке (или работающие в Калининградской области и на Дальнем Востоке), получают промышленные субсидии, сопоставимые с расходами по уплате сбора.
Какой будет индексация – пока не ясно. Утвердить документ планируется до конца марта, говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров (его слова приводит «Интерфакс»). По информации министерства, средневзвешенный размер индексации составит 15%. Между тем на отдельные категории машин увеличение может оказаться более существенным, вплоть до удвоения, утверждают источники «Ведомостей».
Локальные производители, чья продукция выпускается в рамках соглашений о промсборке (соответственно, они получают промышленные субсидии), по поводу индексации не переживают. «Индексация утилизационного сбора, несомненно, станет еще одним импульсом для дальнейшего усиления нашей позиции как локального автопроизводителя», – говорит Хезе. «Наличие производства по технологии полного цикла и достаточно высокий уровень локализации позволяют нам быть уверенными в будущем на российском рынке», – отмечает и представитель Ford Sollers.
Если индексация будет очень большой, то рынку придется сложно, считает Андерссон из «МАН трак энд бас рус» (компания не получает промышленные субсидии. – «Ведомости»). Если сбор на тягачи удвоится, например, то этот сегмент вряд ли продолжит расти, говорит он.
Утилизационный сбор повлияет на конечную цену коммерческих автомобилей, замечает Колотильщиков из FM Logistic. В итоге, «исходя из конечного тарифа, произойдут изменения в сегментах продаж и в долях иностранных и отечественных производителей грузовой техники всех моделей», ожидает он. Информации о размере индексации нет, но уже сейчас чувствуется нехватка предложений на рынке, поэтому рост цен на коммерческую технику продолжится, отмечает Гребенько из AsstrA.